16 марта 2021 года Госдума окончательно приняла поправки в закон «Об образовании», чем поставила под удар представителей научной среды. 240 тысяч человек, включая ведущих учёных и популяризаторов, уже подписали петицию против изменений. Но чем вызвано их недовольство и почему закон о просветительской деятельности на самом деле оказался против неё?
В чем суть поправок
Текст поправок занимает всего одну страницу. На ней разъясняется, что такое «просветительская деятельность», где её недопустимо применять, с кем и что нужно согласовывать. По сути теперь под этим термином подразумевается любая деятельность, которая ведётся вне образовательных программ, а сотрудничество с иностранными учёными придётся обязательно согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещением. В пояснительной записке к закону открытым текстом сказано, что поправки должны противодействовать зарубежному вмешательству и пропаганде среди школьников и студентов.
Почему поправки так плохи
Изменения вызвали сильную критику со стороны научного и просветительского сообщества, ведь новое понятие оказалось настолько размытым, что под него можно подвести любые сайты, YouTube-каналы, подкасты и лекции. Однако дело не только в этом.
Лишь государство может регулировать «просвещение». Поправки предлагают считать просветительской любую деятельность по распространению знаний, опыта, умений, навыков и т.д. При этом в законе нет чёткого определения этих понятий, а значит, попасть под его действие может что угодно, вплоть до роликов по приготовлению бананового хлеба на YouTube. И решать, что считать просвещением, а что — нет, может только государство.
Правительство получает чрезвычайные полномочия. Представители «просвещенцев» оказываются в ещё более шатком положении, чем преподаватели школ и вузов. Если для вторых хотя бы написан закон «Об образовании», то порядок деятельности первых полностью регулируется желаниями и мотивами правительства, наделяя его чрезвычайными полномочиями. Учитывая, сколько людей попадает под действие поправок, возникает вопрос, почему эта сфера не регулируется отдельным законом.
Есть вероятность ввода лицензий. После принятия поправок самыми очевидными кажутся три варианта дальнейших событий:
- Правительство не вмешивается в деятельность просветителей.
- На «просветительство» начинают выдавать лицензии, которые могут получить далеко не все.
- Лицензирование распространится не только на лица, но и на материалы.
При таком раскладе нежелательный контент попросту не будет допущен к публикации, а некоторые просветители окажутся вне закона.
Конец гуманитарному просветительству. В рамках поправок запрещается сообщать недостоверные исторические, национальные, религиозные или культурные сведения, а также побуждать к деятельности, противоречащей Конституции. Опять же, решать, какие из гуманитарных сведений правдивы, а какие — нет, будут чиновники. И вряд ли они будут опираться на научные факты.
Работать с иностранными профессорами или ездить за границу по обмену станет значительно сложнее. После вступления поправок в силу любые договора с иностранными гражданами придётся обязательно согласовывать с федеральными органами. При этом нет гарантий, что процедура пройдёт успешно, а значит, возникает риск, что многие учреждения попросту откажутся от подобной практики.
Несмотря на то, что законопроект принят Госдумой в третьем чтении, теоретически его ещё могут отклонить Совет Федерации или президент. Сейчас активисты и научные сотрудники всеми силами стараются добиться публичного осуждения поправок, надеясь, что это принесёт ощутимые результаты.
А как вы относитесь к закону о просветительской деятельности? Делитесь в комментариях мнениями!