Найти тему
Маленькие Истории

Войти в историю…

Старые фотографии — неистощимый источник сюжетов и сведений. Все герои этой заметки вошли в историю. Одни сделали это из любопытства или самолюбия, оставшись чередой безымянных лиц на кинохронике. Другие готовились войти в историю величаво и торжественно, как и подобало их статусу, но в итоге остались в памяти России  как фигуры трагические. Кто-то же просто делал свою работу, случайно впрыгнув на корабль под названием «вечность»… 

Фото из журнала «Искры», май 1912 г.
Фото из журнала «Искры», май 1912 г.

Чуть более века тому назад, 30 мая 1912 года на Пречистенской набережной Москвы было шумно и многолюдно. От самого Кремля вдоль реки тянулись нескончаемые колонны военных. Все переулки вокруг Храма Христа Спасителя были забиты дорогими экипажами: знать двух столиц спешила занять места на балконах и парапетах. Простой люд толпился на Всехсвятском мосту и по другую сторону реки — на Берсеневке. Некоторые даже залезли в лодки на той стороне реки, но подплывать близко не решались — из-под моста один за один проплывали пароходы с нарядной публикой на борту. Все ждали появления Его Императорского Величества Николая II. Ещё один император — при полном параде и с короной на голове — бесстрастно восседал на троне, накрытый огромным покрывалом, не скрывавшим, впрочем, его могучей фигуры от присутствующих. То был Александр III, только недавно отлитый из бронзы и установленный на площадке перед Храмом Христа Спасителя. Открывать монумент своему отцу и предшественнику на троне и должен был Николай II. 

-2
-3

К тому моменту со дня смерти Александра III, скончавшегося от нефрита в октябре 1894 года, прошло почти 18 лет. Николай II, будто чувствуя, что время его стремится к концу, после которого не останется ни памяти, ни следа, один за одним строит памятники своим предшественникам: Александру II в Екатеринбурге, Александру III в Иркутске и Санкт-Петербурге. Каждый памятник поручается скульптору, уже отметившемуся в том городе, где монумент будет установлен. 

А.М.Опекушин
А.М.Опекушин
Памятник А.С.Пушкину в Москве
Памятник А.С.Пушкину в Москве

В Москве заказ на памятник получает Александр Михайлович Опекушин — создатель знаменитого памятника А.С.Пушкину на Тверском бульваре, М.Ю.Лермонтову в Пятигорске и не менее прекрасной скульптуры императрицы Екатерины Великой, в те годы и до самой революции украшавшей зал заседаний Московской городской думы (позже Музей В.И.Ленина — ныне Музей Отечественной войны 1812 года)

Скульптура Екатерины II работы А.М.Опекушина
Скульптура Екатерины II работы А.М.Опекушина
Зал заседаний Московской городской думы со статуей императрицы. 1909 год
Зал заседаний Московской городской думы со статуей императрицы. 1909 год

Ещё несколько лет уходит на сбор народных средств для создания памятника. Комиссию по сооружению монумента возглавляет московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович (сын Александра II), но в феврале 1905 года у Никольских ворот Кремля он гибнет от руки террориста — революционера Ивана Каляева, и дело продолжает Великий князь Михаил Александрович — сын Александра III и младший брат императора Николая II. Наконец, в мае 1912 года бронзовый отец императора занял своё место на площадке перед храмом Христа Спасителя. И в предпоследний день месяца в 8 утра по пушечному сигналу на Пречистенской набережной начали собираться войска. Император с супругой прибыли к 10 утра, совершили крестный ход и молебен, после чего начался парад войск.

Парад войск, снятый непосредственно из-за спины Императора
Парад войск, снятый непосредственно из-за спины Императора
Снимок, опубликованный в журнале «Искры». Фотограф стоит у параметра набережной.
Снимок, опубликованный в журнале «Искры». Фотограф стоит у параметра набережной.

В наши дни от этого парада осталось несколько фотографий и кадры кинохроники. Фотографов по нынешним меркам на мероприятии, судя по всему, было не много. А Его Императорское Величество удалось снять всего двоим: один из фотографов расположился чуть сзади и левее от Николая II, другой — практически напротив него по другую сторону дороги, у парапета Пречистенской набережной. Наконец, был тут и кинооператор, также поставивший свою треногу за спиной у последнего русского императора. Наверное, сегодня мы уже не сможем точно сказать, кто были эти три человека, чьи работы и поныне рассматривают тысячи любителей отечественной истории. Но совершенно очевидно, что человеком, снимавшим церемонию со стороны набережной, скорее всего был корреспондент журнала «Искры» — так как именно в этом издании эта фотография и была напечатана. Судя по всему, ближе к Императору журнального фотографа попросту не пустили — для этого у Его Величества были другие люди. Известно, что Николай II сам увлекался фотографией и держал при себе нескольких фотографов, получивших статус Поставщика двора. Не будем перечислять их всех и гадать, который из них стоял на ступеньках парапета и был запечатлён фотокамерой корреспондента «Искры».  

Увеличенный фрагмент парада, снятый со стороны набережной. Хорошо видны два человека с треногами и камерами — один в правой части фотографии, другой слева, облокотившийся на парапет (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
Увеличенный фрагмент парада, снятый со стороны набережной. Хорошо видны два человека с треногами и камерами — один в правой части фотографии, другой слева, облокотившийся на парапет (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
Укрупненный фрагмент другого снимка: хорошо виден человек с камерой на ступенях, можно даже разглядеть, что у него большая залысина и усы.
Укрупненный фрагмент другого снимка: хорошо виден человек с камерой на ступенях, можно даже разглядеть, что у него большая залысина и усы.

Но на другой фотографии мы видим одного из этих людей ближе — в неудобной позиции, чуть ли не на бегу, он на секунду замер с треногой прямо на лестнице и, похоже, что-то кричит своему коллеге за кадром. Модно увидеть, что человек этот довольно высокий, с залысиной и усами. Если предположить, что именно этот человек крутил ручку кинокамеры, съёмка с которой и по сей день доступна на youtube, то перед нами, скорее всего, Александр Карлович Ягельский — поляк по происхождению, личный фотограф и кинооператор Императора Николая II, владелец фирмы «Ган и К», получившей исключительные права на тиражирование изображений государя. Никого другого кинооператора не подпустили бы так близко к Императору на столь значимом мероприятии. Впрочем, предоставим читателю самим сопоставить фотографию А.К.Ягельского (слева) с человеком, которого мы видим на фрагменте фотографии с открытия памятника (справа). 

А.К.Ягельский (на ступеньках, в черном) снимает царскую семью
А.К.Ягельский (на ступеньках, в черном) снимает царскую семью

А вот фотограф из журнала «Искры» на фотографии не попал. Зато попал в кино и остался в истории — благодаря кинокамере Ягельского. На ролике кинохроники того времени его хорошо видно начиная с 2:20 минуты — довольно молодой с виду и как-то почти по современному одетый человек с квадратной сумкой на ремне и коробкой в руках. 

Совсем не торжественно, как человек из будущего, он подходит к линии дороги, по которой идут бравые солдаты, опускает ящик на землю, затем поднимает его снова и, чуть помешкав, неспешно отправляется обратно к парапету.

Кажется, что в какой-то момент он перебросился словом с офицером в охранении, ну либо получил замечание и решил дождаться окончания парада. В том, что это именно фотограф, сомнений почти нет — а вот содержимое двух больших коробок (или сумки с коробкой) дают простор для предположений. Заметим также, что ни на одной из сохранившихся фотографий парада этого человека на другой стороне дороги нет. 

Нам осталось добавить, что памятник Александру III в те годы сразу же стал настоящей московской достопримечательностью. 

«Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса»,

— писала в июле 1912 года одна из московских газет. 

За эту работу Алексей Михайлович Опекушин получил от Николая II чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. 

Снос памятника Александлру III. 1918 года.
Снос памятника Александлру III. 1918 года.
Трудно понять — относится ли этот снимок к 1918 году, или это фото времен съемки фильма Эйзенштейна в 1927 году.
Трудно понять — относится ли этот снимок к 1918 году, или это фото времен съемки фильма Эйзенштейна в 1927 году.
-16
Кадр из фильма «Октябрь»
Кадр из фильма «Октябрь»

Но увы — памятник Александру III простоял лишь шесть лет и был снесён большевиками. Причём был снесён дважды: сначала в 1918 году, а затем 9 лет спустя во время съемок фильма Эйзенштейна «Октябрь» в 1927 году, когда специально для съемок момента сноса памятника революционной толпой была создана картонная копия монумента царю и водружена на ещё стоявший в те годы бесхозный пьедестал от памятника (позже пьедестал взорвут вместе с храмом Христа Спасителя). К тому времени сам А.М.Опекушин, некогда вышедший из крепостных крестьян и ставший гордостью российской культуры, уже умер в страшной нищете в своей родной деревне в Ярославской губернии. Советская власть не простила художнику памятников царям, его дом и имущество были разграблены, а сам он лишён всяческих средств к существованию. В 2012 году на могиле скульптора в деревне Рыбницы Ярославской области установили новый памятник из черного мрамора. Впрочем, старый памятник красного гранита оставили рядом. Так и покоится великий скульптор при двух памятниках сразу. 

Статуя Екатерины в одноименном зале музея «Царицыно»
Статуя Екатерины в одноименном зале музея «Царицыно»
Могила А.М.Опекушина, Ярославская обл.
Могила А.М.Опекушина, Ярославская обл.

Памятник Екатерине Великой вынесут из здания теперь уже бывшей Московской городской думы в конце 1920-х годов, ещё до того, как в него переехал Музей В.И.Ленина. Тогда же из мрамора статуи решили изготовить бюсты Маркса, Энгельса и Ленина, однако статуя чудесным образом спаслась и оказалась в Ереване (говорят, этому немало способствовал скульптор Сергей Меркуров, в те годы директор Музея изобразительных искусств им.Пушкина), где и пересидела все оставшиеся годы до падения советской власти и развала СССР. В начале 2000-х годов Екатерина Великая вернулась в Москву и в настоящее время украшает Екатерининский зал музея-усадьбы Царицыно. 

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежие истории!