Приветствую.
Сразу небольшое отступление. В комментариях продвинутые пользователи отмечают (и часто довольно справедливо) что некоторые пункты в моих статьях написаны слишком просто и описывают слишком очевидные вещи. СОГЛАСЕН! Но годы работы в сервисном центре научили простому правилу - лучше клиенту рассказать подробно возможно лишнюю информацию по технике и ее эксплуатации, чем потом винить себя за его ошибки. которые могут кому-то показаться глупыми и очевидными. Моя позиция по вопросу неквалифицированного ремонта такая - каждый должен заниматься своим делом. Но каждый имеет право разобраться в причине и сути поломки и понять, как не допустить ее повторения, так ведь? И если очень хочется - каждый пусть сам решает, как глубоко ему заходить в суть ремонта - остановиться на констатации факта поломки, провести первоначальную или углубленную диагностику или даже осуществить самостоятельное решение проблемы.
То есть каждый сможет найти подходящую его уровню информацию в интернет, и не стоит ругать учебник 5 класса за то, что там нет того же, что в учебнике 11 класса - всему свое время и свой уровень. В своих статьях я пытаюсь объяснить простые проблемы с компьютерной техникой для простого человека, если для кого-то это класс ниже - не проблема, много интересного есть на всех уровнях, поднимайтесь выше.
Компьютерная техника проникла во все области человеческой деятельности и досуга, ею пользуются все - от детей до людей преклонного возраста. Понять суть проблемы и сделать правильные выводы и действия (в том числе не попасть на развод компьютерных мошенников) - вот чему я хочу научить читателя любого возраста.
Проблемы с жестким диском - одни из самых печальных проблем по своим последствиям - в запущенном варианте высок риск потери информации. При этом часто проблема появляется неожиданно (по мнению пользователя), а решение ее (восстановление информации) стоит немалых денег.
В работе жесткого диска по факту есть 3 стадии... (философское):
В начале работы (молодость) если нет конструктивных дефектов (проявляются в первые дни и месяцы работы) без внешнего воздействия диск максимально надежен и сохранность информации не вызывает беспокойства (если не проявляются симптомы, о которых ниже). Длится молодость диска первые несколько тысяч часов.
Далее наступает период нормальной эксплуатации - для обычного домашнего диска пусть это будет диапазон до 30-35 тыс.часов работы. В это время при соблюдении всех правил (хорошее питающее напряжение, отсутствие вибраций, минимальной количество внезапных отключений питания) - диск надежен.
Старость диска - от 35-40 тыс часов работы и дольше. В это время важная информация, хранящаяся на диске должна быть продублирована на другой диск, а сам диск переведен на хранение не важной информации. По нашему опыту, без внешнего воздействия, диск спокойно может работать и выше 60 тыс часов, но обычно к такому "возрасту" он теряет свои скоростные характеристики даже при нахождении в исправном состоянии.
Часть первая. Симптомы.
"Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится"
М. А. Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Практически всегда выходу из строя жесткого диска предшествуют события или определенные симптомы. Вообще, быть внимательным при обращении с техникой и задавать вопросы при небольших изменениях в работе - хорошее правило, которое может когда-нибудь сработать во-спасение. Давайте рассмотрим, какие симптомы могут служить признаками проблем с диском, как на начальной стадии, так и уже в эпицентре проблемы.
1. Появление зависаний (лечится только перезагрузкой), подтормаживаний в системе, подвисаний (компьютер возвращается к нормальной работе через некоторое время без перезагрузки) которых раньше не было. Может сопровождаться звуками (пункт 2).
2. Появление посторонних звуков со стороны системного блока или ноутбука (доносящихся из жесткого диска). Это может быть постукивание, треск, щелканье, пищание, как однократное так и периодическое. Может сопровождаться "подвисаниями". Часто проявляется при включении компьютера на начальном этапе загрузки системы.
3. Долгое зависание экрана BIOS или заставки ПК (ноутбука) при его запуске. Долгое определение диска при загрузке. Мигание курсора. Может сопровождаться посторонними звуками работы диска.
4. Долгая загрузка системы (дольше обычного). Зависание при загрузке на черном экране. Долгая пауза перед появлением рабочего стола. Зависание после загрузки на рабочем столе.
5. Появление "синего экрана" в любой момент работы с операционной системой.
6. Внезапная перезагрузка компьютера (ноутбука) в процессе работы.
7. В процессе загрузки операционная система предлагает проверить диск на ошибки
8. При включении компьютера загружается среда восстановления Windows, либо при повреждении загрузчика отображается надпись об ошибке, либо загрузчик вообще не находится.
Часть вторая. Программное обеспечение.
У обычного пользователя под руками скорее всего нет заранее скачанного софта или загрузочной флешки с установленными необходимыми для проверки диска программами. Есть операционная система, которая загружается и работает (пусть даже небольшое время) и подозрение на проблемы с жестким диском (есть симптомы из первой части). В этом случае нам поможет встроенный в операционную систему журнал. Добраться до него просто - в windows XP, 7,8,8.1,10 нужно при помощи средства "выполнить" (нажать клавиши Win и R) и выполнить команду eventvwr (есть много других путей, например по правой кнопке мыши на "компьютер" через команду "управление" или через "панель управления" и "администрирование").
слева выбрать "журналы Windows", затем "Система" и подождать когда справа загрузится журнал. Нас интересует наличие событий с именем в столбце "источник" Disk - красного или желтого цвета. Если они есть - проблема с диском, контроллером или кабелем диска точно есть.
Кстати - замена кабеля и подключение в другой порт материнской платы (если речь идет о компьютере а не о ноутбуке) - первое, что можно сделать при обнаружении проблемы с диском.
Также исключите подключение SATA питания диска через переходник, используйте для подключения диска самые короткие провода от блока питания с коннектором питания SATA.
В каждом современном жестком диске есть система SMART, которая фиксирует все важные события в жизни диска, отсчитывает его рабочее время и хранит важные служебные цифры, на основании которых можно судить об исправности диска, его состоянии и делать прогноз на его работоспособность в будущем. Считывать параметры SMART умеют многие программ, часть из которых еще и делают вывод (не всегда корректный) о состоянии диска. Не в даваясь в подробности, важно понимать, что SMART не всегда можно доверять. Во-первых, в зависимости от конкретного диска и контроллера, часть "плохих" событий просто не записываются. Во-вторых, часть "плохих" событий могут быть не связаны напрямую с диском (например проблемы контроллера материнской платы, интерфейсного кабеля и пр) , однако выглядят в SMART как проблемы именно диска. В-третьих, есть способы "обнуления" SMART, чем пользуются продавцы "перемаркированных"дисков на китайских площадках и некоторые наши сограждане, ремонтирующие диски.
Если диск планируется использовать долго, неплохо бы знать его параметры SMART и контролировать их раз в несколько месяцев. SMART диска можно посмотреть в AIDA64 или VIctoria.
Нас интересуют значения трех параметров:
Reallocated sector count - количество переназначенных секторов - в строке значение (value) показывается кол-во таких секторов на диске.
Current pending sectors - количество нестабильных секторов, которые будут переназначены.
Power-on time - время работы жесткого диска в часах.
Первые два параметра в идеале должны быть нулевыми - это означает отсутствие у SMART информации о проблемных секторах на диске. Время работы позволяет оценить, на каком этапе жизненного цикла находится диск и принять решение о резервировании данных или его замене до возникновения проблем.
Часть третья. Лечение.
Не знаю, стоит ли писать об этой опции в статье, адресованной обычным пользователям. Думаю, кратко все таки описать стоит, однако заниматься этим или нет - решайте сами. Если да - информации в этом пункте статьи будет мало и недостаточно для решения проблемы, поэтому придется обратиться к другим источникам.
Первое. Любая операция лечения может закончиться неисправностью диска и потерей простого доступа ко всем файлам, поэтому рекомендуется всегда сначала спасти (скопировать) то, что читается.
Второе. Не все контроллеры материнских плат хорошо работают с проблемными дисками и производят операцию Remap (восстановления как программных так и переназначения физических ошибок). Например на ноутбуках данные операции часто делать бессмысленно - там где на стационарной платформе восстановление проходит быстро, на ноутбуках процедура может "зависать".
Самая популярная "бытовая" программа для восстановления диска - HDD Regenerator 2011. Эта программа входит в состав многих дисков-реаниматоров и загрузочных образов для дисков и флешек. Для начала запустите программу в первом режиме (без восстановления), она "пробежится" по диску и составит карту проблемных областей. Если таких областей много, а при сканировании программа часто подвисает и подтормаживает - большого смысла скорее всего в ее работе не будет. В какой-то момент уже при восстановлении может проявиться проблема, которая не устранится программой и сделает диск не читаемым.
Если проблемных областей мало, то можно запустить режим восстановления.
Часть четвертая. Перенос информации
Эта процедура может понадобиться в контексте данной статьи по двум причинам: для предупреждения проблемы со старым диском или при уже возникших проблемах.
В первом случае с переносом не должно возникнуть проблем, а если это диск с данными, процедуру можно провести даже из под системы Windows, предварительно подключив второй диск. Если с диском проблемы, или вы собираетесь клонировать диск с операционной системой, то разумно переносить из под другой системы, например загрузившись с флешки или загрузочного диска (образы загрузочных дисков широко распространены в интернет).
Для клонирования дисков существует множество программ, я предпочитаю пользоваться программами Paragon. Эти же программы помогут настроить и производить резервные копии с одного диска на другой.
Часть пятая. Как еще защитить данные от повреждения?
Первое - не полагаться на флешки как на надежный источник хранения и резервирования информации. Диски DVD с архивами в целом при хороших условиях хранения проявили себя хорошо, но тоже не являются абсолютно надежными.
Второе - если резервный диск находится в том же устройстве, то и основной, с ним может возникнуть такая же проблема (с питанием, с ударами и вибрацией, с попаданием жидкости и т.д.). Правильным будет настроить резервное копирование на другое устройство (сетевой диск, внешний диск, домашний сервер и т.д.)
Третье - пользуйтесь "облачными" хранилищами, стоимость 1Гб в них достаточно небольшая, а хранить в них не нужно абсолютно все - сделайте несколько особо важных папок и настройте их синхронизацию с "облаком". Конечно, помните про сложность паролей и конфиденциальную информацию...
Если все таки данные потеряны, восстановлением информации с жестких дисков занимаются много фирм, наверняка такие есть и в Вашем городе. Убедитесь что это не мошенники, проявите бдительность при выборе фирмы, ведь часто на дисках есть конфиденциальная информация... Учтите, что операции восстановления с дисков требуют опыта и оборудования, маловероятно что такую процедуру качественно сделают в ближайшем подвале.
Удачи!