В 1910 году румынский изобретатель Коанд показал на выставке в Париже самолет с псевдореактивным двигателем. По легенде аэросани с двигателем Коанда заказал Великий Князь Российский Кирилл Владимирович. На странице Википедии и во многих других источниках помещены рисунки с фотографии на которой Кирилл Владимирович несется на них по снегу. Но скорее всего это фэйк, и ниже попробуем это показать.
Coanda Traîneau à turbine/Сани с турбиной конструкции Коанда
Страна: Франция
Производитель: Despujols
Кол-во: 1
Двигатель: Gregoire 30 л.с.
Эта статья часть цикла о транспортных средствах приводимых в действие пропеллером. Предыдущую часть о французских аэросанях можно прочитать здесь: Французские аэросани на службе. Le traineau à hélice Rene Le Grain. 1914. По Альпам с ветерком.
30 октября 1910 года 2-м Парижском международном авиасалоне был показан самолет без воздушного винта, по крайней мере так это выглядело. Спереди на тонкое тело самолета было одето "ведро", которое и должно было создавать тягу. Автором проекта был румынский изобретатель Генри Коа́ндэ (Henri Coandă), самолёт Coandă-1910 был построен на фаьрике Капрони в Италии, а первый и единственный полёт совершил во Франции. Кроме оригинального движителя интересной была и схема самолета - бесподкосный биплан. Плоскости крыльев и фюзеляжа были вместо полотна обшиты тонкой фанерой, Х-образное хвостовое оперение, напоминало по форме бумажный самолётик, баки с горючим и маслом размещались в верхней паре крыльев, шасси было частично убирающимися. Верхняя пара крыльев с предкрылками была по площади больше нижней и они были соединены стальной трубчатой рамой.
Но самым интересным был конечно движитель самолета. Хотя отсутствие винта даёт возможность предположить, что на самолёте был установлен реактивный двигатель, но это не так - фактически это был большой турбо-компрессор с приводом от 4-цилиндрового 50-сильного бензинового мотора Clerget, который нагнетал воздух в две камеры сгорания, куда впрыскивалось топливо, где воздух смешивался с топливом и сгорал, создавая тягу. Тяга такого комбинированного двигателя составляла 220 кг. Самолет совершил всего один полёт - в октябре 1910 при огромном стечении зрителей самолет, предок современной реактивной авиации, эффектно взлет и... так же эффектно сам себя поджег и упал. За штурвалом находился сам конструктор, к счастью он выжил и только через 22 года открыл эффект, который был назван его именем - Эффект Коа́нда, из-за которого его самолёт и разбился.
Эффект Коанда - струя жидкости, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению к стенке и при определенных условиях перестаёт её касаться, струя словно прилипает к поверхности и движется по ней. В современной авиации эффект используется в рулях управления вертолетами и для для увеличения подъёмной силы крыла, за счёт его обдува реактивной струей от двигателя самолёта. С 2012 года Эффект Коанда активно применяется в проектировании аэродинамики гоночных машина в F1. Еще перу Анри Коанда принадлежит схема самолета с размещением двигателей в хвосте самолета.
В том же 1910-м году 2 декабря были показаны фотографии аэросаней с движителем Коканда. Сани были построены на заводе Despujols, производителя лодок и по технологии производства легких катеров из фанеры. Двигатель Коканда был оснащен 30-ти сильным мотором фирмы Грегуар (Gregoire). С 3-го декабря сани Коканда в течение двух недель экспонировались на 12-м автомобильном салоне в Париже на стенде Gregoire вместе с автомобилями и двигателями. В рекламе писалось, что ожидаемая скорость машины по снегу 100 км/час.
Общая схема движителя представляла собой четырехцилиндровый двигатель от вала которого, через повышающий редуктор приводилась в действие крыльчатка турбины. Крыльчатка могла вращаться со скоростью 4000 оборотов в минуту. И если для самолета 4000 оборотов в минуту было недостаточно, то для аэросаней такой скорости было достаточно.
Аэросани, построенные по проекту румынского изобретателя, имели четыре лыжи, которые устанавливались на сложной формы гнутых трубчатых конструкциях к корпусу. Корпус представлял собой переднюю часть самолёта без крыльев и хвостового оперения. От рулевого управления через системы тяг поворачивалась передняя пара лыж. Применение движителя Коканда на аэросанях теоретически было оправдано - можно было не опасаться вращающихся лопастей, да и сама машина становилась компактнее.
Для демонстрации на выставке аэросани были лакированы и покрашены яркой краской - светлой "ведро" движителя, темной - кузов саней. Вот до этого самого момента всё было хорошо. Аэросани построили, оснастили двигателем, полакировали и отвезли на выставку, но вот после этого начинаются легенды. Первая и главная, что эти сани заказал Великий Князь Кирилл Владимирович, а перед показом на выставке сани освятил православный священник.
Для того, что бы понять, что Кирилл Владимирович Романов никогда не сидел за рулем этого агрегата достаточно посмотреть на любую его фотографию. Тем более, что именно в это время он служил на крейсере "Олег". В историю Кирилл Владимирович вошёл, как самопровозглашенный в 1924-м году по старшинству наследования император Кирилл I.
Ни в каких российских источниках нет информации, о столь интересной покупке одного из членов, хотя и состоявшего в сложных отношениях с Императором, из-за своей женитьбы на двоюродной сестре, императорской семью. Но и это не всё. Нет никаких подтверждений, что эти сани вообще ездили. Самая известная, кочующая по сайтам и журналам фотография представляет собой просто ретушь заводской фотографии машины для прессы. В особо критичных случаях легенда ещё больше расширяется и аэросани с подписью "1911 год, Великий князь Кирилл Владимирович катается на аэросанях" прввращаются еще и в российские аэросани завода Дукс. На фотографиях ниже можно сравнить оригинал фотографии и её ретушированный вариант.
Ссылка на покупку агрегата Великим Князем, как и информация о закупке броневика, который в российском истории стал броневиком Накашидзе, и как множество других покупок "этими странными русскими" служила только как реклама, что этими машинами хоть кто-нибуть интересовался. Огромное ведро "компрессора" полностью закрывало обзор "пилоту", выхлоп двигателя и поток воздуха были направлены прямо в лицо пилоты и пассажиру. Нет ни информации, что сани хоть как то испытвались и не ни одной фотографии саней "на природе". Конечно виной этому может быть зима без снега в Париже в декабре 1910-года. Аэросани Коканда были красивы для фотографирования, но совершенно не приспособлены для использования.
Исторически Анри Коанда стал символом авиации Румынии, его именем назван центральный аэропорт страны, а легенды рассказывают о первом реактивном самолете, хотя сам Коанда, после того как ушел со службы в 1910-м году, в Румынию уже не возвращался. Мифы об его изобретениях до начала Первой мировой войны, очень близки к мифам о самолете Можайского. Не удивительно, что и в России поддерживается легенда о реактивном двигателе Коанда, о полете его самолета "при огромном стечении публики", о санях Великого князя. Поддерживается до такой степени, что это прописано в российском сегменте википедии. В реальности ни "летающий пылесос", ни "пылесос" на лыжах с места не сдвигались - и место им в разделе курьезов начала механической цивилизации 20-го века, хотя идея конечно была привлекательной.
Эта статья часть цикла о транспортных средствах приводимых в действие пропеллером. Следующую часть о российских аэросанях, конструкции Сикорского, можно будет прочитать здесь: Аэросани Сикорского. 1912. Снежные эксперименты великого авиаконструтора.
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/1142678.html