Найти тему

Самоубийство и лагеря. Как семья главреда Vogue Russia Алены Долецкой пострадала от сталинского режима

В своей потрясающей книге "Не жизнь, а сказка" экс главного редактора Vogue Russia Алена Долецкая рассказала историю своей семьи.

"Но совсем не всегда моим предкам — гордым полякам — приходилось весело. Мягко говоря". Алена Долецкая, "Не жизнь, а сказка".

Оказывается фамилия Долецкий — это всего лишь придуманный партийный псевдоним деда, который на самом деле был Ян Фенигштейн. Видимо, польский еврей.

"И вот уже много лет я ворчу, что маловато мне досталось еврейской крови. С цифрами я на «вы», считаю медленно и плохо, пять шагов наперёд просчитываю с трудом". Алена Долецкая, "Не жизнь, а сказка".

Дедушка, папин папа, Яков Генрихович родился в Варшаве, прямо со школьной скамьи, в шестнадцать лет, вступил в Социал-демократическую партию Литвы и Польши.

С 1917 года — член ВЦИК и в 1922-м возглавил информагентство РОСТА, которое потом стало называться ТАСС.

Пережил до того не один арест и не одну ссылку и в целом всю свою сознательную жизнь посвятил строительству самого счастливого строя на Земле.

После звонка своего друга в 1937-м («Яков, арестованы наши друзья. Похоже, ты следующий») он оставил два письма, сыну и Сталину, и застрелился.

Через сорок минут после того, как дед покончил с собой, пришли энкавэдэшники и забрали все письма.

Яков Долецкий, 1931 г.
Яков Долецкий, 1931 г.

Бабушка, папина мама, Софья Станиславовна Станевич, дочь того самого безбашенного польского дворянина-разлучника (ссылка на статью об этой скандальной любовной истории будет в конце статьи), тоже служила делу революции.

В 1918 году вышла замуж за Якова и строила с ним светлое будущее нашей страны.

Но когда в середине 30-х годов дед, к тому времени уже руководитель ТАСС, стал ездить на работу в Кремль на роллс-ройсе, она сказала:

— Я не хочу больше с тобой жить. Ты на чём домой приехал? Ясно. Ты предал идеи революции.

Забрав своего сына, то есть папу Алены Долецкой, они переехали жить на Петровку, а дед остался жить в Доме на набережной.

Человек она была тонкий, образованный, блистательно играла на фортепиано, свободно владела шестью языками.

Бабушка работала у Лазаря Кагановича, наркома путей сообщения, и, похоже, занималась для молодой России международным промшпионажем.

Строительство железных дорог и прочая инженерия требовали серьёзных знаний и опыта, который уже был в европейских странах.

Однажды за обсуждением вопросов развития железнодорожной сети Софья Станиславовна плеснула Кагановичу чернилами в лицо (видимо, проявил себя как непорядочный или как монстр, каким он и был по сути, а может, и приставал).

И, разумеется, была тут же уволена. После этого — зарабатывала частными уроками языков и музыки.

В 37-м, вскоре после смерти деда, её арестовали за «распространение антисоветских анекдотов», чего никогда, разумеется, с ней не происходило и произойти не могло.

Семнадцатилетнего сына вызвали на Лубянку и сказали:

— Твоя мама утверждает, что никогда анекдотов не рассказывала.

Но тот ответил:

— Клянусь вам здоровьем, я с мамой прожил всю жизнь — она верный и чистый человек, и никаких анекдотов в нашем доме не было.

Тогда энкавэдэшники показали Софье Станиславовне, кто у них сидит на допросе, и сказали:

— Видите, там ваш сын. Либо признайтесь, либо мы сами с ним разберёмся.

Она всё поняла и без единой паузы сказала:

— Виновата, рассказывала.

Она провела в ГУЛАГе семнадцать лет, прошла лагеря от Мурманска до Средней Азии.

Софья Станевич и Алёна Долецкая, 1956 г.
Софья Станевич и Алёна Долецкая, 1956 г.

В начале 1950-х бабушка Алены вернулась в Москву. И однажды попросила сына (отца Алены Долецкой) поехать с ней на Ленинские горы — вдвоём, без свидетелей.

— Я должна тебе сказать одну страшную вещь. Сталин — преступник.

"Эта история меня поразила вовсе не её откровением про Сталина, но её горячим желанием искренне признаться отцу в этом — где? — на Ленинских Горах, чтобы никто не мог их услышать. Такие были времена". Алена Долецкая, "Не жизнь, а сказка".

А вы знаете историю своей семьи?

Книга "Не жизнь, а сказка" экс главного редактора Vogue Russia Алены Долецкой читается на одном дыхании!

Тот случай, когда лучше не выспаться, но дочитать книгу, потому что оторваться невозможно!

Мешанина остроумных и откровенных баек и историй о детстве, замужествах, любовниках, собаках, друзьях, четырнадцати выкидышах... Рассуждения о моде, самоубийстве, успехе, любви...

Подписывайтесь на мой канал! Здесь много интересных отзывов о фильмах и книгах. А так же истории из жизни и путешествий!