Россия и коллективный Запад: в чем причина нарастающего противостояния, какова историческая ошибка внешней политики России и почему нельзя быть добрым на внешней арене (за границами своего государства) в особенности в отношенииях с евроатлантическим сообществом.
На всех внешнеполитических форумах и брифингах из уст наших политиков высокого ранга звучит призыв к сотрудничеству ко всем контрагентам, независимо от размера ущерба, нанесенного ими России. И это – не просто слова, а искреннее желание поладить со всем миром, установить во внешнеполитических отношениях атмосферу доброжелательного отношения друг к другу.
Судя по эпохальному выступлению нашего президента на давосском форуме, у руководства страны есть желание перенести некоторые православные каноны, такие как любовь и доброе отношение к ближнему, во внешнюю сферу, на арену международных отношений. Такое стремление можно приветствовать, если таковое было бы взаимным со стороны наших противников.
Из истории политэкономии известны попытки создать подобное идеальное общество, сравнимое с раем. Вспомним утопию Оуэна и учение Карла Маркса, основоположника коммунистической идеологии. Все они очень похожи на идеальное христианское общество добра, появление которого ждут искренне верующие люди. К сожалению, история не знает успешных примеров создания такового и выработала на это ответ в виде крылатого выражения: благими намерениями вымощена дорога в ад. Возникает вопрос: откуда такая вера в светлое будущее, и когда, наконец, произойдет перелом в сознании наших руководителей в сторону восприятия мира как неизменной суровой реальности. Если невозможно воспроизвести рай в отдельно взятом обществе, стране, то в рамках мирового сообщества он невозможен априори!
Во внешних отношениях, в особенности по линии Россия и Запад, не может присутствовать мораль, христианские принципы добра и любви бессмысленно и даже вредно нести во внешнюю агрессивную среду. Вести себя по христиански с безбожниками, каковым сегодня является коллективный Запад, означает в их восприятии проявлять малодушие и слабость. Об опасности такой особенности в русской внешней политике еще в XIX веке писали в своих трудах основоположники русской геополитической школы Данилевский ("Россия и Европа ") и Дусинский ("Геополитика России").
Николай Яковлевич Данилевский на эту тему высказался следующим образом. Любовь к ближнему в христианской вере предполагает самопожертвование, спасение и вечную жизнь в раю. Но, государство себе такого позволить не может, оно не вечно и не способно переместиться в иную реальность. Задача государства заключается в совершенно обратном, просуществовать как можно дольше здесь на земле, руководствуясь земными законами, а не Божьими.
«… государство и народ суть явления преходящие, существующие только во времени, и, следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности, то есть политики. Этим не оправдывается макиавеллизм, а утверждается только, что всякому свое, что для всякого разряда существ и явлений есть свой закон. Око за око, зуб за зуб, строгое право, бентамовский принцип утилитарности, то есть здраво понятой пользы, - вот закон внешней политики, закон отношений государства к государству. Тут нет места закону любви и самопожертвования» (Классика геополитики XIX век, Данилевский "Россия и Европа", Москва 2003, стр. 309)
Иван Иванович Дусинский писал об этом так:
«Мудрый римский принцип «do, ut des», указывающий на взаимность услуг должен быть … проведен вдумчиво и последовательно до конца. В прошлом Россия слишком часто своей кровью и достоянием работала на других, которые потом, по миновению надобности, отплачивали ей за это самой черной неблагодарностью ...Малодушный отказ от борьбы за величие России не только был бы недостоин славного прошлого русского народа, но нисколько не обезличил бы его спокойствие и безопасности.» (Дусинский, "Геополитика России").
К России как великой державе вполне подходят в этом отношении меткие слова, которые сказал Рузвельт относительно Соединенных Штатов:
«Нам не приходится спрашивать себя, будем ли мы играть крупную роль в мире или нет. Эта роль нам предоставлена судьбою, течением событий. Нам нужно играть эту роль. Мы можем только решать, будем ли играть ее хорошо или плохо.»
Так вот, чтобы и Россия играла свою роль хорошо, и Запад относился к ней уважительно, необходимо отказаться от великодушия и христианского образа мышления во внешней политике. Однако, к сожалению, сегодня дело с этой ролью обстоит несколько иначе. Именно поэтому политика беспрецедентного давления по всем фронтам на Россию продолжается.
Будучи не в состоянии стереть нашу страну с лица земли, коллективный Запад использует доброту и широту души русской в своих корыстных целях, выдавая это в эфире мирового сообщества за слабость России, при этом наслаждаясь ее унижением везде, где это унижение возможно организовать. Ярким примером такового являются действия международных чиновников к нашему спорту и нашим спортсменам, а также организованное американцами и немцами вопиющее ущемление прав русских и русского языка на Украине. Здесь унижение достигло своего апогея.
Христианские ценности необходимо нести мировому сообществу, выражаясь более точно, в народные массы, там нужно искать сподвижников и единомышленников, но никак не в систему МО. В свое время Советский Союз имел своих сторонников по всему миру. Искренне верующие коммунисты разных стран помогали бороться с нашими врагами на их территории совершенно бескорыстно, по идеологическим соображениям. СССР, продвигая идеи коммунизма, на внешней арене имел непререкаемый авторитет. Не просто так министра иностранных дел Громыко называли «мистером нет», а за неуступчивость в отстаивании интересов своего государства. Советский Союз не позволял ни в каком вопросе ущемить свои национальные интересы в противостоянии с Западом и уж тем более допустить даже малейшего намека на унижение достоинства страны и своих граждан. Поэтому вызывал соответствующее уважение к себе со стороны противника. Пришла пора нашему МИД сменить невнятную внешнеполитическую линию на адекватную складывающейся в мире непростой обстановке, иначе противостояние по линии Россия и Запад будет только нарастать. Факт из психологии: человек, демонстрирующий слабость, провоцирует в отношении себя более агрессивное поведение со стороны противника, поскольку тот перестаёт чувствовать опасность с его стороны. Аналогичное поведение наблюдается и во внешней политике. Вспомним как США побоялись реальной схватки с маленькой КНДР, проявившей небывалую смелость и твердость в отношениях с "гегемоном".
Новости внешней политики на нашем информационном портале геополитика новости аналитика
Наши другие форматы: Телеграмм канал Артель , Фэйсбук геополитика России и канал Яндекс Дзен