Угоняя самолет Heinkel He 111,9 февраля 1945 года,10 советских узников лагеря Узедом,даже не подозревали что у них на бортунаходится один из величайших секретов Третьего рейха.
Этот дерзкий побег был пощечиной для немцев.Наказание ответственных за безопасность было суровым,а коменданта лагеря расстреляли.По слухам сам Гитлер признал Девятаева(руководитель группы,летчик-истребитель)личным врагом.Попытки преследования самолета не дали результат и группа благополучно приземлила машину на советской территории.
Рискованный план
13 иля 1944 года Михаил Девятаев был пленен.Он вступил в бой в первый день войны 22 июня 1941 года,а 24 июня того же года сбил первый самолет неприятеля.Получил тяжелое ранение в ногу в сентябре 1941 года ,но после реабилитации вернулся на фронт.Вдень когда его взяли в плен,он сбил девять самолетов.Сначала его доставили в лагерь в Руда Пабяницка недалеко от Лодзи, а затем переведен в Заксенхаузен.Там он чудом спасся от расстрела.Лагерные друзья дали ему жетон погибшего узника Григория Никитенко.Именно под этим именем Девятаев оказался в лагере Карлсхаген I на острове Узедом.Потом был центр Пенемюнде,гденемцы вели разработки ракет V1 и V2.
На новом месте Михаил сдружился с лейтенантом Иваном Кривоноговым и артиллеристом Владимиром Соколовым, которые инициировали его план побега. Они собирались покинуть Узедом на лодке. Вместо этого Девятаев предложил угнать самолет.
Финал
Со временем Девятаев, Соколов и Кривоногов отобрали проверенных сокамерников работающих рядом с аэропортом или в аэропорту.Михаил старался быть ближе к месту где находились самолеты, которые из-за длительного срока службы или серьезных повреждений не использовались.Это помогло ему больше узнать о технике неприятеля.
Утром 8 февраля 1945 года Девятаев записал, что после нескольких дождливых дней наконец появилось солнце, обещавшее хорошую видимость. Девятаев и его товарищи внимательно наблюдали за аэропортом.Уличив момент,когда механики пошли обедать,Кривоногов убил охранника.Затем вместе с Девятаевым они подошли к одиноко стоящему на взлетной полосе Heinkel111.Пилот вырвал замок и забрался в кабину, Кривоногов представил двигатели, но у самолета не было батарей. В течение нескольких минут им удалось найти тележку с батарейным питанием и привести ее к бомбардировщику. Члены группы залезли внутрь, и Девятаев громко объявил: «Теперь мы идем домой».
Взлететь сразу не удалось,но это и не удивительно,ведь они управляли данным самолетом впервые.Бомбардировщик взлетел в 12:15.
Немцы пытались их преследовать,но поиски в небе были безрезультатны.
Не получившие славы
По воспоминаниям Девятаева долгие годы спустя,в Советском Союзе «никто не был в восторге от меня и моих друзей».Причиною было то,что их подозревали в завербовке в пользу Германии.Существовало мнение,что всю группу обвинят в госизмене.
Их спасло то, что на борту немецкого бомбардировщика находилось сверхсекретное оборудование, использовавшееся при производстве V1 и V2 (к сожалению, детали этих устройств советской стороной не были рассекречены). После окончания войны Михаил Девятаев в сопровождении инженеров и военнослужащих выехал на остров Узедом.
Признание к Диевиатаеву и его коллегам пришло в 1957 году. Затем они были награждены государственными орденами, а сам летчик стал Героем Советского Союза.