До церемонии вручения Оскара 2021 года остаётся всё меньше времени, а если вы читаете эту статью в будущем, то награды уже даже вручены. Но вся штука в том, что на протяжении последних десятилетий настроение кино-академии менялось просто разительно.
Чтобы сейчас получить, скажем самую престижную награду в номинации "лучший фильм", уже недостаточно просто снять хорошее кино. Там обязательно должен быть некий остросоциальный посыл, как правило, совершенно чёткой направленности. И это мы ещё не говорим о квотах, которые начнут действовать в будущем.
Но даже без них в последние годы статуэтки берут такие ленты, на которые ещё лет двадцать назад никто бы не взглянул. И напротив, признанные шедевры прошлых лет теперь не имели бы никакого шанса.
Именно о них я и хочу поговорить детальней. Так кто же из легендарных творений, получивших в своё время награду в самой громкой категории за "лучший фильм" сейчас бы точно не смог повторить свой успех? Почему так получается? И как поменялись взгляды за последние 20 лет?
Начать я хочу, капнув очень далеко, вернувшись аж в 1939 год и взглянув на легендарный фильм "Унесённые ветром". Кино, которое уже давным-давно стало настоящей, сперва американской, позже, и мировой классикой.
Данный фильм был просто обласкан как зрителями, так и критиками. Поэтому на 12-ой церемонии вручения Оскара, лента забрала аж 13 номинаций и восемь статуэток, в том числе конечно самую почётную награду за "лучший фильм".
Потом ещё очень много лет "Унесённые ветром" держали абсолютный рекорд по числу Оскаров. Плюс это кино было внесено в золотой запас сотни лучших мировых фильмов всех времён. Короче, что говорить? "Унесённые ветром" - это настоящая легендарная классика.
Но в лучах славы и всеобщей любви фильму не суждено было купаться вечно. Прошло 80 лет и всё поменялось. Прошлым летом в штатах грянул бунт байлами. Оказалось, что "Унесённые ветром" - это очень злое, вредное и даже опасное кино.
Так что, фильм, включенный в национальный реестр фильмов в США, а также в зал славы премии Грэмми вдруг исчез с площадки НВО max.
Началось всё это с подачи Джона Ридли, сценариста фильма "12 лет рабства", который написал у себя в колонке, что этот фильм недостаточно раскрывает ужасы рабства и показывает рабовладельцев-южан в хорошем свете, а вот северян-янки, выступавших за освобождение темнокожих, плохими ребятами.
Поэтому кинематографист предложил убрать фильм из потокового сервиса .Что, кстати, было осуществлено в течение нескольких часов после появления публикации. Более того сопредседатель НВО max в своём интервью поспешил осудить фильм, сказав: "в картине нашли отражение некоторые этнические и расовые предрассудки, которые, к сожалению, были обыденным явлением в американском обществе того времени".
Связанные с расовыми вопросами аспекты фильма были неправильными тогда и остаются таковыми сейчас, то есть, оказывается, что фильм всегда был плохим, а вот у компании Warner Brothers наконец вдруг открылись глаза.
Правда, боссы, немного подумав, всё-таки решили, что это полнейший позор, так идти на поводу у толпы. И сказали, что когда-нибудь, наверное, когда всё утихнет, они вернут ленту обратно, но с предшествующим перед ней вступлением кого-то из темнокожих историков, который расскажет как именно правильно нужно смотреть данный фильм.
То есть вы понимаете, что появись такое кино сейчас, у него не то что не было бы ни единого шанса даже номинироваться на Оскар, но скорее всего, ещё до выхода новинку заклеймили бы позором и поспешили отменить, как это теперь модно, армией троллей.
Вот такие они, современные реалии нашего времени.
Но идём дальше или точнее, напротив, приближаемся ближе к нашему времени. Например, давайте заглянем в 2001 год, где на 73 церемонии награждения премии Оскар награду в номинации "лучший фильм" получил "Гладиатор" Ридли Скотта.
К слову, помимо этого, у "Гладиатора" ещё целая гора наград. В общей сложности 5 Оскаров, два золотых глобуса, 4 премии bafta и так далее.
Казалось бы, красивая история о полководце Римской Империи Максимусе, который попадает в немилость наследника и становится гладиатором.
Причём в фильме хороша как режиссура и сюжет, так и игра актёров. Кстати, за неё Рассел Кроу получил свою собственную статуэтку. А также и постановка в целом, когда ты прям веришь, что действие в самом деле происходит в Древнем Риме.
Казалось бы, ну что тут может не понравиться? Но если вы тоже так думаете, значит вы просто до конца ещё не осознали в какое время мы живём.
Во-первых, сама подача. Нам показывает историю со стороны римлян, захватчиков и угнетателей, которые пришли завоевывать чужие земли.
В последнее время такой подход, чтобы зритель сопереживал именно солдатам Рима не в чести. Так что сейчас подобные истории предпочитают демонстрировать со стороны угнетаемых племён, как например, в сериале 1920 года "Варвары" от Netflix и многих других современных проектах.
А приятие стороны захватчиков и поработителей ой как теперь не приветствуется. Плюс ко всему сама история. Перед нами классический пример сильного героического мужского персонажа. Или другими словами, превозношение токсичной маскулинности, когда вся драма происходит между двумя мужчинами-антагонистами.
Ну а женские персонажи, хоть и присутствуют, но скорее выступают не как субъект, а как объект событий. Плюс, опять-таки, что за социальная повестка? Она сейчас просто обязано быть, если кино хочет претендовать на высшие награды.
В чём же социальная нагрузка фильма, когда между собой враждуют представители плюс-минус близких высших слоёв общества? То ли дело, если бы, например Максимус был бы простым рабом, а ещё лучше геем или темнокожим рабом-геем. "Так было бы вообще огонь".
Причём я не шучу. Некоторые современные проекты, так сказать, уже демонстрируют нам всё это наглядно. В общем, токсичная маскулинность, отсутствие настоящей остро-социальной драмы и заточенность на однобоких персонажей, уже только это точно не дало бы ни малейшей возможности отличному фильму "Гладиатор" выстрелить сейчас так, как это произошло 20 лет назад.
Следом у нас просто легендарный во всех смыслах слова фильм "Властелин колец. Возвращение короля"
Лента, которая на церемонии награждения Оскара в 2004 году взяла просто колоссальные 11 статуэток в 12 номинациях. Я, честно говоря, даже не знаю сумел ли хоть какой-то фильм за всю историю превзойти показатели детища Питера Джексона.
К тому же "Властелин колец" - это именно тот случай, когда и критики, и зрители были совершенно единодушны во мнении. Казалось бы, ну что здесь может пойти не так? Что-то, да может, потому что прошло время и фильмы из трилогии "Властелин колец" стали просто в пух и прах разносить, но или точнее, пытаться разнести по причине их однобокости и, как бы это сказать, анти-инклюзивности.
Ну действительно? Где чёрные эльфы, где вообще темнокожие персонажи? Как вообще можно было создать фильм, в котором столь однобоко расовое представительство? Куда смотрела киностудия? Да и тем более, что ещё хуже, нечастые цветные персонажи - это кто? Сплошь злодеи да слуги.
И сейчас такое просто невозможно снять. Да и гендерный вопрос, скажем прямо, тоже во "Властелине колец" хромает на обе ноги. Да, в фильме конечно есть сильные женские героини, такие как Галадриэль, Арвен или Элвин, но этого критически мало по мнению современных умников.
Так и вовсе ведь может показаться, что раньше воевали в основном мужчины. Как тогда бы с таким неравноправием насаждаемым в массы?
То ли дело сейчас. Из пиратов делают пираток, из охотников — охотниц и так далее. Красота! Но если серьёзно, то многие борцы за современные веяния, на самом деле, всё никак не могут успокоиться по поводу "Властелина колец".
Мол Питер Джексон снял просто непозволительно вредное кино. И как теперь жить с таким позором? Что третья часть нахватала просто запредельное количество оскаров? Нет. От такого кино академия теперь не отмоется никогда.
И это я уже не говорю о квотах, которые приняли и скоро вступят в силу.
Квота об инклюзивности и разнообразии, с которым "Властелин колец" и близко бы не подпустили к оскару даже на "пушечный выстрел".
Ну и ещё один более чем вопиющий пример на сегодня, о котором хочется поговорить, это фильм "Солдаты неудачи" 2008 года с Робертом Дауни младшим в одной из ролей.
Да, лента не взяла оскара в номинации "лучший фильм", поэтому она немного выбивается из сегодняшнего списка, но всё равно не упомянуть о ней я просто не могу. Ведь вся штука заключается в том, что ещё не так давно, всего каких-то 13 лет назад, это кино было принято более чем благосклонно.
Критики отдали ему больше 83 % положительных отзывов. Кроме того фильм получил номинацию на премию оскар и bafta для Роберта Дауни Младшего за лучшую мужскую роль второго плана и ещё две номинации на премию Золотой Глобус, а также номинацию на премию Гильдии киноактеров США.
Казалось бы, если не оглушительный успех, то как минимум заявка на него. Но нет. Прошло время и эта самая роль, за которую фильм и самого Роберта Дауни хотели наградить оскаром, стала причиной гонений на актёра.
Ведь 12 лет спустя, в 2020 Роберт Дауни Младший подвергся колоссальной критике за неё. Популярный нынче приём blackfyres. Это, когда белый человек изображает персонажей с тёмным цветом кожи.
Особенно после движения Бела Эмма и всех заварух, что были в середине прошлого года, на актёра тут же обрушились толпы типа неравнодушных, припомнив ему роль более чем десятилетней давности.
Что ж, ну помимо цинизма, когда за одну и ту же работу сперва номинируют на оскар, а потом с одобрением, в том числе и киноиндустрии, начинают травить.
Нужно отметить и очень достойную реакцию самого Дауни, который не вдаваясь в уж слишком жаркую полемику, ответил, что у него самого были определенные сомнения перед тем как взять такую роль. Но большинство его темнокожих друзей были "за". Да и вообще сам фильм 2008 года как раз таки высмеивает подобный подход и показывает что так делать, а именно менять цвет кожи в любую сторону, нельзя, и это глупо.
Так что актёр сумел, как мне кажется, грамотно и спокойно выйти из потоков критики, когда умолкли даже самые ярые его злопыхатели. Но при этом сам прецедент, как говорится, остался в веках.
Ну что ж, на сегодня я предлагаю закончить. Если вам понравилось, пишите об этом под статьёй и активнее ставьте лайки. Также, конечно не забывайте подписываться на канал.