В первом выпуске подкаста «Голос мицелия» мы поговорили с научным руководителем «Гидрометцентра» России Романом Вильфандом о том, когда наступит весна в России, климатических изменениях на планете и о том, какие меры предпринимаются странами для адаптации к этим изменениям:
«Экосфера»: Когда начнется весна? В прошлом году буквально в эти дни уже набухали почки, уже расцветали цветы и распускались листочки на деревьях. Но в этом году совершенно иная картина, почему так получается?
Роман Вильфанд: Да, вы знаете всё-таки каждый год начинается с этого вопроса, вернее каждое начало марта начинается с этого вопроса: «Ну где же весна? Вот уже по календарю 1 марта, а где она?». И метеорологи начинают вжимать голову в плечи виновато, объясняя: «Ну, вы понимаете, мы живём в умеренных широтах. Это же не субтропики где весна действительно начинается и признаки видны её, атрибуты: травка зеленеет, цветы появляются». А у нас в Московской области, в сопредельных областях когда максимальная высота снежного покрова – я говорю о климатических данных рассчитанных за большое количество времени – когда в первой декаде марта, скажите, пожалуйста, какая весна может начинаться когда максимальные сугробы, в первой декаде марта самые большие.
Снег сходит в Московской области знаете, когда по климату? Только в самых последних числах первой декады апреля, а в лесах только в середине апреля. Поэтому если подразумевать под весной что-то другое, то мне нравится определение весны, которое дают модельеры одежды: они говорят что при дневной температуре +15 градусов и выше люди уже могут ходить без верхней одежды, без курток, без плащей. И тогда Московские улицы, и не только Московские, сразу расцветают, потому что женщины в красивых нарядах появляются и это настоящий признак весны. Поэтому если вы говорите о такой весне, то она наступает не ранее середины апреля, во второй половине апреля.
Ну и последний довод скажу. Во-первых, день весеннего равноденствия, обычно 22 марта, а самый главный признак весны это 23 марта. Это всемирный метеорологический день и все люди доброй воли понимают что именно с этого дня начинается весна. Поэтому давайте договоримся что весна наступает ну точно никак не в начале марта, а в конце марта, в апреле после всемирного метеорологического дня.
«Экосфера»: Мы постоянно слышим новости, которые явно звучат угрожающе, например, говорят, что в наиболее населённых прибрежных областях – там уровень моря быстрее поднимается, в принципе, из-за человеческой деятельности.Почему не стоит его бояться?
Роман Вильфанд: Нужно или не нужно бояться потепления климата? Есть такая организация, она называется IPCC, по-русски МГИЭК – Межправительственная Группа Экспертов По Изменению Климата. В неё входят учёные самого высшего уровня из разных стран, из стран совершенно разной социальной структуры, политической и так далее. Но это учёные и они анализируют все результаты исследований, которые только существуют. Это учёные из России, из Китая, из США, из Бразилии, из Чехии, из Исландии, - откуда угодно. И вот решения, которые принимаются это группой межправительственной, они принимаются только консенсусом.
Так вот, если абсолютно ничего не предпринимать, никаких действий не совершать, а наоборот, если каждая страна будет стремиться к экономическому развитию, если будет выбрасываться в атмосферу колоссальное количество парниковых газов: двуокиси углерода, метана, закиси азота, - ну и других некоторых газов, которые способствую потеплению, вот тогда моделирование компонентов климатической системы показывает, что может действительно наступить период, ну, скажем, к концу века, когда температура повысится по жесткому сценарию до 5-ти градусов. А может быть даже до 6-ти градусов . Вот в этом случае вот, если средняя температура по глобусу повысится на 6 градусов по сравнению с доиндустриальным периодом – это просто невероятный скачок. Вот нашей старушке планете, сколько лет? 4.5 миллиарда лет, и в общем достаточно подробно, физики с помощью всех физических принципов и методов определяют, какие температуры были раньше – на 10 градусов выше, чем сейчас, на 10 градусов ниже. Разные причины, теории: астрономические, вулканические, много этих теорий, но эти изменений происходили за миллионы лет. Но иногда за десятки тысяч лет температура повышала на градус или за 100000 на 5-6 градусов. То есть очень медленно эволюционно, а тут вполне возможно, что к концу века нынешнего повысится на 5-6 градусов.
Тогда могут произойти следующие изменения: растает лёд, причём лёд не в северном ледовитом океане – ничего страшного не произойдёт, уровень океана от этого не повысится, – а материковый лёд. В частности если растает гренландский ледовый щит, тогда уровень океана может подняться по разным расчетам от 4-х, до 6-ти, даже до 7-ми метров. А это огромная величина, конечно же, прибрежные территории будут затоплены, жизнь не остановится, конечно, но побережья исчезнут – нынешние побережья, в том понимании, которое мы имеем в виду. Многие приморские прибрежные города, конечно же, тоже исчезнут. Но, возможно ли это? Ведь в декабре 2015 года был принят соответствующий документ, Парижское соглашение, где каждая страна взяла на себя обязательства по уменьшению выбросов парниковых газов. Наша страна взяла обязательства к 2030 году уменьшить эмиссию парниковых газов на 30% по сравнению с 1990 годом и это выполняется....
Полностью интервью с Романом Вильфандом слушайте в подкасте “Голос мицелия”: