В данный обзор входят два аниме сериала, один аниме-фильм и два американских (полноценных) фильма. Скажу сразу, я далеко не сторонник аниме и вообще, жанр мультипликации мне скорее не нравится. Так что оценивать я буду со своей колокольни, а не как фанат манг и аниме. Обзор большой, много текста, без картинок.
Если вы открыли данную статью предварительно зная что такое "гайвер", то скорее всего вы застали эпоху VHS видеокассет. Кто-то может видел американские адаптации для кино, а кто-то – получал одну серию из аниме-сериала (аниме... тогда ещё таких слов даже никто не слышал, это называлось просто мультиками) в качестве бонуса после титров какого либо кино. Так, например, я узнал про Гайвер из-за того, что одну серию впихнули на кассету с "Терминатор 2", видел коммент в интернете другого человека – у него была аналогичная история, только с фильмом "Правдивая ложь" (интересное совпадение, оба фильма – две культовых ленты со Шварценеггером в главной роли). Так или иначе, дети 90-ых узнавали про Гайвер уже непонятным для сегодняшних детей способом. К тому же, это был дичайший андерграунд, про который практически никто не знал. Интернета тогда не было, чтобы можно загуглить и узнать что ты только что посмотрел и где найти ещё, в округе никто никогда не имел понятия о чем идёт речь, ведь это не был мейнстримный мультик который бы крутился по TV или целенаправленно продавался на кассетах в видеосалонах. Так и получилось, что если на руки случайным образом попалась одна серия, то узнать что либо о проекте и достать остальные серии было невозможным.
Франшиза "Гайвер" появилась благодаря Ёсики Такаи и его длительной серии манг. Первая публикация состоялась в далёком 1985 году, сюжет франшизы до сих пор не завершен. На сегодняшний день было выпущено аж 32 издания манг про гайвера. Самым первым видео-релизом стал аниме-фильм 1986 года, нарисованный по отдалённым мотивам оригинального сюжета. Первый сериал, о котором и идёт речь в данной статье, выпускался с 1989 по 1992 год, состоял из 12 серий и относительно точно покрывал сюжет первых четырёх изданий манг. Не смотря на общую андерграундность, Гайвер смог привлечь западного кинематографа и они там сняли два своих фильма, вышедшие в 1991 и 1994 году. В нулевые было решено снять римейк оригинального аниме-сериала, на этот раз на 26 серий. Серии римейка вышли в 2005/2006 году и покрывали сюжет манг первых десяти изданий.
Какие три наиболее популярные теории возникновения человека? Божественная, что бог(и) сотворил(и) мир и всё живое и теория Дарвина, что всё вокруг нас – результат процесса эволюции и ряда различного рода случайностей. Обычно дальше этих двух теорий не уходят, но всё же есть ещё одна достаточно популярная теория, пускай и менее популярная чем предыдущие две: появление человека, цивилизаций, религий и т.д. напрямую связано со вмешательством инопланетян и их (не)продолжительному присутствию на Земле. Если вас подобная теория как либо привлекает, то вселенная Гайвера вполне может вас заинтересовать, поскольку абсолютно весь её лор строится вокруг инопланетного происхождения человека.
Предыстория:
В незапамятные времена на Землю прилетели пришельцы для того, чтобы вести здесь свои военные разработки с целью создания особо мощного оружия. В процессе тысячелетних экспериментов был создан человек. Сам по себе человек был слаб и использовался как основа для новых разработок. В процессе дальнейших экспериментов было создано устройство, способное объединяться с человеком и многократно увеличивать его силы. Но у устройства был «дефект»: управлять человеком, использующим это устройство, пришельцы не могли. Устройство было названо «гайвер» — «вне контроля» в переводе с языка пришельцев. После этого пришельцы решили покинуть Землю и уничтожить за собой планету со всем, что на ней осталось. Помимо людей и гайвера, на планете остался другой их «эксперимент» — зоалорд Алканфель, тот, кто может повелевать боевой формой людей — зоаноидами. Для уничтожения Земли на планету был направлен метеорит размером с Луну. Зоалорд Алканфель уничтожает метеорит на подлете к Земле. Но уничтожение метеорита привело к тому, что Алканфель впадает в спячку на тысячелетия, на тайном острове, в храме, построенном для него верными Алкамфелю зоаноидами. Зоаноиды продолжали жить среди людей. Легенды об оборотнях на самом деле являются рассказами о встречах обычных людей с ними. Кронос был основан в конце 16-го века Алканфелем и нашедшим его Доктором Хамилкалом Балкусом, которые поставили целью модификацию человечества в зоаноидов и объединение мира. В 1990-х годах при таинственных обстоятельствах из лаборатории Кроноса в Японии сбегает предатель с сумкой, в которых лежат три странных блока, называемых «юнит G». В лесу предателя настигают люди из «Кроноса» и, чтобы не сдаваться им, предатель взрывает себя при помощи гранаты. Блоки от взрыва разлетаются в разные стороны с горы. Так один из блоков оказывается в руках у Фукамачи Шо, прогуливавшегося в это время со своим другом Сэгава Тэцуро в лесу. Шо случайно активирует устройство, и оно сливается с ним, превращая того в мощное биооружие — гайвера.
Можно ли сказать, что концепт достаточно необычный? Я бы сказал, что наверное да. Если не вникать в детали, то это всё может показаться не шибко оригинальным и что в Гайвере достаточно много элементов клишированной западной супергероики. Даже сам концепт гайвера можно назвать чем-то усреднённым между вэномом (из человека-паука) и железным человеком. Но. Само устройство мира, в котором разворачиваются события – уже далеко не такое уж и клишированное. По сути, Ёсики Такаи создал свой уникальный мир, взяв на основу тему инопланетного происхождения, легенды про различного рода оборотней и рептилоидов и темы тайных организаций, типа масонства, с закулисным мировым правительством. Но наиболее оригинальная вещь это всё же сама стилистика гайверов и зоаноидов, ничего похожего я больше нигде не припомню. К тому же, в отличии от киберпанка и стимпанка, биопанк – достаточно редкая вещь, которую многие зрители возможно даже ни разу и не видели.
Гайвер: Биомеханическая броня (1989-1992)
Начну с технической части. Даже сегодня, найти этот сериал, в подходящей для вас версии, может быть не так просто. И дело вовсе не в непопулярности, а в том, что практически все доступные в интернете видео этого сериала это оцифровка с VHS видеокассет. Картинка соответствующая. Это во-первых. Во-вторых, подходящая для вас версия. На удивление, их не так уж и мало. Основная проблема это, конечно же, в какой озвучке смотреть. Я крайне рекомендую английскую, потому что русские озвучки качеством явно существенно ниже. И я сейчас даже не о переводе, а именно о озвучке. Но и на этом дело не заканчивается. Дело в том, что японские и английские версии могут слегка отличаться. И если остальные отличия можно назвать весьма пустячковыми, то разница во вступительном саундтреке весьма радикальна. Хоть убейте, но я не могу слушать этот японский шансон, это какой-то позор. В наиболее распространённой западной версии от Manga Entertainment вместо японского шансона играет композиция от Mad Dog Winston, крайне годный электроник/индастриал рок. Как вообще можно её не любить и предпочитать оригинальное вступление – я не знаю. Эта композиция – один из критических моментов в создании атмосферы всего сериала, без неё – никак не комплект.
Формально, в сериале только один сезон, но как содержание, так и даты публикаций указывают на то, что фактически тут два сезона, по шесть серий каждый. И, имхо, "второй сезон" смотрится намного круче. По большей части потому, что пять серий из первых шести Шо ака "гайвер 1", главный герой, слишком часто себя ведёт как туповатый школотронщик (по сюжету ему 18), и лично меня это парит. Нет, с шестой серии он не поменялся радикально, но всё же как персонаж становится ощутимо серьёзнее. В этом плане, "гайвер 3", тёмная лошадка сюжета, играющий двойного агента, выступая одновременно и за, и против корпорации Кронос, смотрится намного интереснее. Помимо гайверов, есть ещё парочка важных персонажей: Мизуки, школьница по которой Шо тащится уже много лет и которую вечно похищают агенты Кроноса чуть ли не на протяжении большей части сериала, и Сэгава Тэцуро – брат Мизуки, друг Шо, а так же случайный свидетель того как Шо стал гайвером, тоже абсолютно случайно. Во втором сезоне появляется ещё один персонаж, тоже в целом более харизматичный чем Шо – Мураками. Мураками это типа такой тайнос-агентос-одиночка, который пытается помешать корпорации Кронос. Отличается от обычных "рэмбо" из боевиков наличием псионических способностей. Стиль прорисовки достаточно старый, но не слишком старый: уже есть персонажи со стандартными анимэшными лицами (детские, большие глаза, с завышенной ми-ми-ми-шностью), но их очень мало и в целом, стиль прорисовки явно не соответствует современной стилистике аниме. Получается этакий вариант посредине: вроде и явно аниме, но и как бы не совсем. Правда, есть у второго сезона и минус – над анимацией работали явно меньше, выглядит слегка попроще. Вроде бы был срез бюджета. Но, на мой взгляд, остальные плюсы (включая большее разнообразие зоаноидов) перевешивают этот косяк. Ну и на этом все спорные моменты на счет данного мульт-сериала заканчиваются, всё остальное – годнота. Думаю, что для 12-серийного сериала (каждая из серий длиться чуть больше 20 минут) я и так уже не мало чего заспойлерил. Могу разве что сказать, что та единственная серия с которой я был знаком по кассете в детстве это "Data 7: The Battle Begins".
Ознакомиться с сериалом можно здесь.
Гайвер (1991)
На первый взгляд, фильм имеет отдалённое отношение к сериалу: абсолютно все персонажи другие, стилистика подачи – другая, сюжет – тоже другой. Но, в то же самое время, все ключевые моменты – на месте, просто распорядились ими слегка иначе. Например, если сериал был снят на серьёзных щах, то фильм серьёзно воспринимать достаточно трудно: это скорее какой-то слегка угарный, трешевый мордобой с монстрами. Плохо ли это? Определённо нет. Но это уже радикально другой подход к теме. Практически все драки сделаны со ставкой не фишки супергероики, а на боевые искусства: главный герой ходил на секцию по японским единоборствам (по сюжету фильма это было айкидо, но по факту куда больше тянет на джиу-джитсу). Что мне определённо нравится в этом фильме, в сравнении с аниме, это протагонист. Можно говорить, что актёр якобы где-то недоиграл, но сам его образ намного более удачный и интересный чем у Шо из аниме-сериала. Вот он, нормальный юноша на которого не стыдно смотреть и из-за которого не хочется фейспалмить. И если Шо без гайвера – полный ноль (а иногда даже и с ним тупит по страшному), то этот и без гайвера – далеко не пустое место. Вот таким должен был быть протагонист в аниме! И здешняя альтернатива Мизуки тоже лучше. Почему? Потому, что как с альтернативой Шо – не тупит. В остальном же, фильм всё же уступает.
Гайвер 2: Тёмный Герой (1994)
Второй фильм отошел от канона ещё дальше, но всё же не является полной отсебятиной – между событиями этого фильма и сериалом 2005 года можно без труда проследить связь, пускай и почти все детали отличаются. Если в кратце, то главный герой узнаёт про пещеру в которой остались на стенах рисунки, повествующие об инопланетянах, а так же о небезопасности прилегающих к пещере лесов. Естественно, он отправляется туда и среди членов археологической группы, что там работают, есть зоаноиды. У фильма есть очевидные преимущества: более дорогие костюмы, более зрелищная боёвка, более проработанный сюжет. В целом, второй фильм запоминается больше. Но. Мне первый всё же нравится больше. Почему? Во-первых, не смотря на трэшевость, в первом фильме никто нигде не тупил. Не то, чтобы здесь много тупят, но немного есть. Во-вторых, первый фильм был трешаком который знал, что он трешак и выжал из этого что мог – он был забавным, с юмором, относительно угарен. Второй фильм сделан типа абсолютно серьёзным, но общая трешевость, она всё же никуда не ушла, она всё ещё здесь. И получается, что хотели серьёзное кино, но до серьёзного кино оно всё же недотягивает, хотя явно очень пытается. Как по мне, чем так, уж лучше целенаправленный треш ради треша, как в первом фильме. В-третьих, поменяли главного актёра. В конце фильма есть стандартное "это не конец, это только начало". Но это всё же был конец, больше сиквелов не было и не планируется. Удивительно? Вряд ли. Хотя, с современными технологиями, на перезапуск кинофраншизы было бы посмотреть интересно.
Гайвер: Вне Контроля (1986)
Самая первая экранизация. В целом, похоже на первый сезон сериала 1989 года, только почти всё экранное время выпадает на события первых двух-трёх серий из шести. Существенно менее бюджетный вариант. При этом, сюжет достаточно сильно отличается, эта экранизация – менее канонична. Но если на каноничность относительно пофиг, то дурацкая музыка немного напрягает. В целом, это определённо худший релиз и рекомендовать к просмотру я это не могу, почти всё, что тут отличается от сериала – отличается в худшую сторону. Единственный плюс этой версии – она ориентирована на более взрослую аудиторию. Вот только это совсем не спасло, на выходе всё равно хрень.
Гайвер: Биомеханическая броня (2005-2006)
У этой версии есть свои плюсы и минусы. Сама анимация это спорный момент: прорисовка очевидно более современная и высокодетализированная, но при этом сам стиль отличается, оно стало каким-то более смазливым и мультяшным. Я далеко не фанат gore тематики, но в данном случае её радикальное снижение пошло на минус сериалу. С другой стороны, тут поменяли характеры всем основным персонажам, и это скорее плюс. Особенно мне нравится как изменили личности Шо и Сэгава, в этой версии они многократно круче и не являются тупыми школотронщиками. Я так же не фанат когда зрителю излишне разжевывают смысл происходящего на экране, но в конкретно данном случае упрощение подачи сделано хорошо и я бы это изменение определённо записал в плюсы сериала. Детализация сюжета в этой версии намного лучше. К некоторым изменениям в сюжете, а так же понижение темпа подачи я отнёсся нейтрально, нельзя однозначно сказать что эти изменения как либо положительны или отрицательны. К тому же, эта экранизация считается наиболее точной по отношению к первоисточнику. Трудно не отметить, что события непривычно медленно развиваются (по отношению к оригинальному сериалу). Порядок событий тоже может отличаться, и далеко не так уж и редко. Первый сериал покрывал 4 издания манги за 12 серий. Второй сериал покрывал 10 изданий манги за 26 серий, при чем больше половины из них выпадают на события первого сериала. И нельзя сказать, что это плохо, ведь за эти серии второй сериал предоставляет намного больше информации о происходящем, но... получается ситуация похожая с первым сериалом – в конечном итоге, оба они слишком короткие. Что первый за 12 серий, что второй за 26, оба заканчиваются быстрее чем стоило бы.
Ознакомиться с сериалом можно здесь.
Какой из всех этих релизов лучший? Моё мнение – сериал 2005 года! Да, его очень модно критиковать, зато что он в том или ином виде отличается от более старых аниме, но черт возьми, сюжетная линия тут лучше всех остальных релизов вместе взятых. А ведь это самое главное, в конечном итоге! В прочем, практически весь экшен в сериале 1989 года был лучше, это трудно отрицать, и там был лёгкий налёт хоррорной тематики. Но +/- всё остальное там было хуже. Поэтому я рекомендую начинать знакомство с Гайвером именно с самого нового релиза. Американские фильмы это абсолютно другой зверь – они для тех, кому нравятся слегка трешеватые боевички 90-ых с монстрами. Так или иначе, это весьма неплохое кино.
Интересует что-то японское, но не аниме? У меня относительно недавно была огромная статья про кинофраншизу Проклятие, а так же выпуск про культовый фильм середины прошлого века 7 самураев.