Найти тему
Ирина Щедрова

Этикет и вежливость-в чем разница

Добрый день всем, рада приветствовать на канале «Человек в мире людей»!

После моих публикаций по теме этикета, как здесь, так и в инстаграмм, появились сообщения на тему: «Зачем нам нужны придуманные правила, когда есть элементарная вежливость ?» Давайте разбираться.

Поддержите материал лайком, а автора-подпиской на канал
Поддержите материал лайком, а автора-подпиской на канал

Элементарная вежливость-это что? Тоже свод правил «что такое хорошо и что такое плохо», применительно к человеческому обществу.

Во времена А.П.Чехова, писавшего, что вежливый человек не только не прольет соус на скатерть, но и не заметит, если это сделает кто-то другой, считалось, что #вежливость , как и #этикет -привилегия высшего сословия. Поэтому их нередко отождествляли.

После бурных десятилетий XX и XXI веков, когда старый мир мы рушили «до основанья, а затем…», многое изменилось. Наша страна и весь ее уклад повернулись с ног на голову дважды:

  • после свержения царской власти и установления диктатуры пролетариата, когда управлять страной, по замыслу вождей, должна была уметь каждая кухарка.
  • и второй раз в лихие 90-е, после крушения СССР. Там бал правили нормы криминального мира и всем было точно не до этикета. Первые лица государства с телеэкрана вещали на сленге, ведущие радио откровенно матерились, а все общество использовало блатной жаргон чаще, чем литературный русский.

Сегодняшнее понятие «вежливость» - это смесь правил из этикета (всех сословий и времен), быта, просто житейских истин, национальных традиций… Поэтому он такой разношерстный и, нередко, вежливость одних становится кошмаром для других.

Взять хотя бы русское: «ты что краев не видишь!» в отношении любого напитка от алкоголя до чая и восточную традицию: «дорогому гостю чай наливают на 2\3 чашки».
...или европейскую - у каждого напитка существует оптимальная температура для раскрытия его вкусовых качеств.
Чай не должен остывать. Вино не должно нагреваться. Поэтому и то, и другое НИКОГДА не наливают до края емкости.
Вот это уже этикет. Прописанное правило с четким пояснением.

Еще несколько примеров, чтобы понять разницу.

Первый. В концертном зале или за столом кто-то чихнул. Что делает вежливый человек? Правильно, говорит: «Будьте здоровы!» Что говорит этикет? Не замечаем. Как тот соус на скатерти.

Человеку и так неловко, он допустил оплошность, а в наш век пандемии чихнуть вообще смерти подобно! А тут на него полряда: «Здоровья вам! Не болейте!»

Второй. Банкет или званный ужин в ресторане. Официант подходит чтобы убрать грязную посуду. И тут наши вежливые русские хозяюшки начинают ему активно помогать.

  • так, девочки, переложите вон те бутербродики на одну тарелочку, отдадим ему и это блюдо
  • а, вот тут еще пара тарелочек освободились и стаканчики заберите
  • ты тут постой, мы передадим! А чего мальчика вдоль стола гонять, мы ж не безрукие…

И стоит несчастный официант, и не знает, что ему делать.

Нам привычнее кафе с самообслуживанием, но учиться правилам этикета все же нужно
Нам привычнее кафе с самообслуживанием, но учиться правилам этикета все же нужно

Во-первых, потому, что его задачей было НЕЗАМЕТНО убрать лишнюю посуду. А он стал фигурой номер один. Как елка в зале, вокруг которой все водят хоровод.

Во-вторых, за его работой наблюдают старшие и наверняка зададут вопрос, что за шоу он устроил? И, скорее всего, темой ближайшей планерки будет: «Как официанту отказаться от помощи гостей». Отказаться, чтоб никого не обидеть. Меж двух огней бедняга очутился.

И, наконец, в третьих. Вам никогда не доводилось восхищаться с каким мастерством официант несет огромные блюда, практически по одному на каждом пальце, и все это не падает?

Да, их специально учат как сложить посуду чтоб ничего не звенело и не падало. Но если эту посуду собрал он сам. А если ему на руки нагрузили кучу тарелочек, а сверху высыпали гору вилочек…
Ужас его представить можно, но лучше не нужно. Ему ведь через весь зал идти с этим…

Этикет в данном вопросе однозначен. Мы НЕ помогаем официанту. И вовсе не потому, что мы тут господа, а он-обслуга. Просто каждый должен выполнять свою работу профессионально. Нам же не приходит в голову помочь оперирующему хирургу или даже парикмахеру?

А если мы хотим выразить восхищение его мастерством, для этого есть другие способы - чаевые и искреннее «спасибо».

Третий пример. Из того же ресторанного застолья. Вежливые люди желают друг другу: «Приятного аппетита!» Этикет позволяет сказать эту фразу лишь хозяйке, если она сама готовила блюдо, или шеф повару.

Все остальные желают друг другу «приятного вечера», «хорошего времяпровождения\общения» и чего угодно еще по ситуации, но только не «пищеварения»-именно так зачастую переводят наше «приятного аппетита» на другие языки.

Думаю, теперь разница между бытовой вежливостью и этикетом стала чуть понятнее, и у вас появится желание узнать чуть больше о тех правилах, которыми руководствуются элегантные леди и джентльмены.

А мы с этой целью даже организовали свой Клуб, упоминала о нем в предыдущей статье. И еще одна статья "история про макарошки или этикет дает свободу".

-3