Во время пандемии сложился тренд на онлайн-психотерапию. В частности, её используют компании, чтобы поддержать сотрудников на удалёнке. Разбираемся, как это устроено и что делать, чтобы выявить работников, которым нужна помощь.
Гурген Хачатурян,
психотерапевт сервиса СберЗдоровье
Мария Белоглазова,
руководитель направления Face-to-Face развития онлайн-школы английского языка SkyEng
Максим Калюжный,
руководитель корпоративного направления и совладелец сервиса видеоконсультаций с психотерапевтами «Ясно»
Психологические проблемы у людей были и будут всегда. Но раньше, когда психотерапия была менее распространённой услугой, многие сотрудники предпочитали их подавлять, не обращаясь к специалистам. Это приводило к постоянному стрессу, выгоранию и уклонению от выполнения должностных обязанностей.
Существует много симптомов, которые свидетельствуют о том, что сотруднику необходима психологическая помощь, отмечают эксперты сервиса СберЗдоровье .
Эти симптомы делятся на несколько групп:
- физические: головная боль, желудочно-кишечные расстройства, резкий набор или потеря веса, слабость
- эмоциональные: хроническая усталость, неустойчивость поведения и эмоций, конфликтность, потеря концентрации, ухудшение памяти, перепады настроения, потеря уверенности в собственных силах
- спад рабочей активности: незапланированные пропуски, увеличение количества ошибок, снижение вовлеченности
- асоциальность, жалобы (например, на слишком большую нагрузку), употребление повышенных доз кофеина/алкоголя/сигарет и т.д.
Если эти признаки проявляются нерегулярно, вероятнее всего, поводов для беспокойства нет. Но если они наблюдаются на протяжении месяца или дольше, следует поговорить с сотрудником.
В каких профессиях чаще всего нужна поддержка
Спрос на психологическую поддержку высок среди представителей профессий, которые по работе общаются с большим количеством людей, говорит Гурген Хачатурян. Из числа работодателей чаще обращаются представители компаний из отраслей с фокусом на человеческий капитал: IT, консалтинг, финансы.
«По нашему опыту, самый популярный блок обращений среди сотрудников — проблемы межличностных отношений. За ними следуют темы личностного развития, кризисы любого рода и стрессы, в том числе на производстве»,
— говорит Хачатурян .
Ещё один «спонсор» нервных срывов среди сотрудников — ненормированный график. Проектный стиль работы, с явными пиками, дедлайнами и авралами, вызывает сильный регулярный стресс. Так же этому подвержены люди «стрессовых» профессий, например журналисты, которые каждый день имеют дело с негативными новостями.
Профессии с высоким уровнем стресса:
- врачи, учителя и другие работники, которые много общаются с людьми и по долгу службы проявляют эмпатию;
- продавцы в период падения продаж;
- IT-специалисты, разработчики игр и консультанты — из-за проектной работы с перегрузами и дедлайнами;
- сотрудники медиа и рекламных агентств, которые пребывают в стрессе из-за особенностей проектной работы.
Как организовать психологическую помощь сотрудникам
Для помощи можно нанять штатного психолога, особенно если работа связана с постоянным стрессом, например с отработкой негатива в колл-центре. Другой вариант — воспользоваться онлайн-сервисами.
«Штатный психолог чаще всего работает с такими вопросами, как текучка кадров, конкуренция за персонал, проблемные клиенты. Такие психологи не занимаются индивидуальным консультированием, но обучают сотрудников и снижают уровень стресса в коллективе», — отмечает специалист СберЗдоровья.
Однако есть ряд особенностей, которые необходимо учитывать:
- Психологами необходимо управлять и мониторить качество их работы. Здесь появляется этическая проблема, так как они не должны обсуждать с руководством конкретные кейсы коллег.
- Компетенций психолога может не хватать без регулярной супервизии. Соответственно, работодатель должен организовывать её, чтобы штатный специалист не выгорел на проблемных стрессовых участках.
- Многие сотрудники убеждены, что обращение за помощью к психологу — это проявление слабости. Эта стигма может привести к тому, что услугами штатного психолога пользоваться не будут.
Онлайн-сервисы решают эти проблемы. Сотрудники получают возможность консультироваться не только в рабочее время, а тогда, когда захотят.
Онлайн-консультации с психологом станут доступны вашим сотрудникам благодаря СберЗдоровью. Это сервис для предпринимателей, который даёт возможности телемедицины для сотрудников.
Наличие медицинского сервиса в соцпакете — всегда плюс, который повысит лояльность сотрудников к вашей компании. При этом для бизнеса СберЗдоровья обойдётся в среднем на 50% дешевле аналогичной услуги на рынке.
Все подробности о работе сервиса и тарифных планах — здесь.
Кейс: как онлайн-школа SkyEng поддерживает сотрудников эмоционально
В онлайн-школе английского языка SkyEng наблюдают за эмоциональным состоянием сотрудников — и в конце III квартала 2020 года выяснили, что оно резко ухудшилось. Тогда в SkyEng решили привлечь психотерапевтов и создать новые программы для поддержки коллектива, говорит руководитель направления Face-to-Face развития Мария Белоглазова.
Состояние сотрудников мониторят, используя ресурсы отдела HR, а также раз в полгода проводят опрос вовлечённости на корпоративном портале.
Вопросы из внутреннего опросника для сотрудников SkyEng:
- Насколько сейчас эффективны рабочие встречи и совещания?
- Чувствовал ли ты себя счастливым(ой) за последние 7 дней?
- Делаешь ли ты ежедневно то, что умеешь лучше всего?
Опрос анонимный и необязательный, уточняет Мария, но в среднем заполняемость достигает 80%, так что получается объективная картина. Результаты попадают к руководителям направлений и специалистам HR, которые смотрят средние показатели по компании.
«Помимо ответов на вопросы, в опросе можно оставлять любые комментарии. Сотрудники стали использовать в них термин “эмоциональное выгорание” — раньше такого не было. По личному общению с сотрудниками было понятно, что удовлетворённость людей от работы падает», — говорит Мария.
Чтобы решить проблему, с октября 2020 года в SkyEng организовали психотерапию для ключевых работников через онлайн-сервис «Ясно». Компания частично покрывала затраты на психотерапию руководителям, высокоэффективным сотрудникам и сотрудникам с высоким потенциалом. Всего доступ к этой возможности получили 200 из 3000 работников компании. За консультациями обратились 23 человека.
Также в компании разработали внутреннюю линию эмоциональной поддержки — SkyengTeamCare. В этой программе сотрудники-эмпаты добровольно и бесплатно поддерживают коллег, которые могут записаться на часовую сессию дружеской беседы. «Они называются buddy («приятель»), это действующие сотрудники из разных отделов. Мы со своей стороны предлагаем нематериальные способы поощрения — возможность работать с коучем, и небольшие подарки раз в квартал, например, книги по развитию», — пояснила Мария Белоглазова.
В последнее время компании всё чаще заказывают услуги психологической помощи для сотрудников или оплачивают им сеансы психотерапии. Так, в сервисе «Ясно» в начале 2020 года появилось корпоративное направление, рассказал совладелец сервиса Максим Калюжный. В числе клиентов есть крупные компании — Mail.ru Group, Skillbox и Aviasales.
«К марту-апрелю, когда начался перевод людей на удалёнку, у нас было готово решение для бизнеса по психологической поддержке сотрудников», — рассказывает Калюжный. Он отмечает, что для России это новое направление: первые онлайн-сервисы с консультациями психологов появились три года назад. В 2020-м почти все они выросли, во многом благодаря корпоративному направлению: в разгар пандемии ухудшение психологического состояния сотрудников стало влиять на качество работы. А если вовремя не поймать выгорание у ценного сотрудника, он может уволиться — для компании это нежелательно.
«Поначалу нехватка движения незаметна, поэтому многие первые полгода удалёнки провели в состоянии подъёма, а уже затем наступил откат. Именно осенью у нас резко выросло число клиентов»,
— говорит Максим Калюжный.
Как правило, компании компенсируют сотрудникам 50% оплаты нескольких сессий с психотерапевтом или оплачивают терапию целиком. Максим считает, вариант 50/50 лучше: психотерапия эффективнее, когда человек за неё платит и разделяет с психологом ответственность за результат.
«Мы оплачивали 50% стоимости 5 сессий: сотрудники говорили, что это самая классная плюшка от компании. Затем мы увидели, что некоторые продолжают консультации дальше, уже полностью за свой счет», — говорит Мария Белоглазова из SkyEng.
Ключевые принципы работы — добровольность и приватность. Анонимным остаётся всё, что происходит с работником на сессии: и запрос, с которым он пришёл к терапевту, и как его разбирали. Но компания видит, кто из сотрудников пользуется услугой и сколько сессий прошёл.
Спустя полгода видны улучшения состояния коллектива, говорит Мария: результаты нового опроса пока не готовы, но изменения заметны по живому общению. Психотерапию в «Ясно» в SkyEng собираются продолжать: бонус, как и раньше, предоставят самым талантливым сотрудникам, а остальные могут пользоваться корпоративной скидкой.
Как подтолкнуть сотрудника обратиться к психологу? Рекомендует специалист СберЗдоровья:
- Начните разговор с причин, по которым вы беспокоитесь за работника. Говорите прямо и избегайте негативных формулировок. Например, вместо слов: «В последнее время ты какой-то вялый» лучше сказать: «Ты выглядишь менее энергичным».
- Подробно выясните обстоятельства, в которых находится сотрудник, чтобы подсказать, куда обратиться за помощью. Здесь важно уметь выслушать человека с уважением. Задавайте вопросы, но не подтверждайте и не оспаривайте доводы собеседника и не пытайтесь поставить диагноз.
- Помните, что психологическая поддержка без профильного образования — очень деликатный процесс, который сводится к тому, чтобы выслушать человека и аккуратно порекомендовать обратиться к специалисту. Постарайтесь сделать всё, чтобы диалог протекал комфортно для собеседника. И примите любое его решение.
- Помните о конфиденциальности. Сотрудники должны быть уверены, что их коллеги или начальство не узнают о содержании их разговоров с терапевтом.