Коряки принадлежат к одному из самых древних народов Камчатки. Как показывают исследования, общие черты у этого этноса прослеживаются не только с соседними племенами, но и с североамериканскими индейцами. Коряки составляют коренное население северных земель полуострова Камчатка, причём за многие столетия своего существования племенам удалось сохранить самобытные черты культуры.
И хотя уклад жизни этих людей стал приближен к современному, коряки по-прежнему соблюдают немало старинных обычаев, занимаются традиционными видами деятельности и рассказывают предания о своём появлении. Как же складывалась история коряков? Когда они поселились на своих территориях, и какие события последовали за этим?
Название
Этноним народа до сих пор вызывает массу противоречивых трактовок. Согласно наиболее распространённой версии, слово “коряк” означает “владеющий оленями”, и это вполне правильное определение.
Издавна значительная часть представителей этноса занимается оленеводством, что, без сомнения, отразилось и в их именовании. Впрочем, существуют и другие гипотезы. Ряд исследователей полагает, что коряками жителей Камчатки назвали казаки, появившиеся на этих землях в XVII веке. Некоторые полагают, что именование племена получили от своих соседей юкагиров.
История коряков
Предки коряков на Камчатке появились около 15 тысяч лет тому назад. Предположительно это были племена, мигрировавшие из Восточной Сибири. В ходе передвижения многочисленные общины разбились на две части.
Одна группа осела на полуострове, другая же преодолела перешеек, оказавшись на американском континенте. Доказательством этой теории служат сходство мифологии коряков и североамериканских индейцев, сходство материальной культуры и даже некоторые языковые особенности.
Из сохранившихся корякских преданий можно сделать вывод, что народ в древности отличался воинственным нравом. Все мужчины и многие женщины превосходно владели луком и стрелами, умели охотиться. Первые письменные сведения о коряках можно найти в русских источниках XVII века, когда началось освоение северных земель.
Как и их соседи чукчи, коряки уже в те времена разделялись на две этнические группы: оленеводов и приморских жителей. Первые занимались разведением оленей (изначально они были охотниками, однако со временем поняли, что использовать оленей в качестве скота гораздо выгоднее).
Оседлые коряки прибрежных районов промышляли охотой на морского зверя. Традиционными занятиями были всевозможные ремёсла (обработка металла, резьба по дереву), изготовление одежды из оленьих шкур, вышивка по коже, изготовление мешков и тканей из трав. Интересно, что национальные орнаменты коряков имеют немало общего с чукотскими рисунками, однако они масштабнее и ярче.
Отношения с русскими
В середине XVII века общество коряков имело строгую систему. Во главе его стояли старейшины, за которыми оставалось принятие важных для общины решений. Активная торговля с русскими внесла изменения в прежний уклад.
Из-за развития экономических отношения проявляется социальная дифференциация. Приход русских на Камчатку повлиял и на деятельность местного населения. Теперь коряки делали акцент на промысел пушнины, изготовление меховых ковров, косторезное дело.
Появление русских повлияло и на верования коряков. Если прежде большая часть народа исповедовала анимизм, поклонялась духам и природным божествам, то в дальнейшем была обращена в христианство. Деятельность миссионеров-священников постепенно способствовала увеличению числа православных представителей корякских племён.
Увы, принятие новой веры далеко не всегда проходило спокойно, нередко корякам приходилось уходить в отдалённые районы своих земель, где они могли бы придерживаться обычаев и верований предков. Более того, с приходом советской власти местные шаманы стали подвергаться преследованиям, даже многие православные церкви были закрыты.
Воинственный народ
Как я уже отметила, коряки были весьма воинственным народом. Нередко на их территории происходили стычки с русскими, признавать власть которых племена не желали. Нередко группы местных жителей атаковали служилых, в распоряжении которых были не только пищали, но и пушки.
Камчатский приказчик Пётр Чириков писал:
“К такому воинскому делу надобно искусных и одежных куяшников, а без куяков [пластинчато-нашивных доспехов] и без лушников в здешней стране однем огненным боем с ними, коряками, управливаться трудно, для того: огненные бои они вызнали, на боях порядки не руския”.
В борьбе с противником коряки нередко проявляли не только упорство, но и мужество, ожесточение. Известно немало случаев, когда после поражения корякские общины поджигали свои селения, предпочитая погибнуть в горящих жилищах целыми семьями, нежели сдаться чужеземцам.
Современная жизнь коряков
К счастью, со временем противостояние превратилось в выгодное сотрудничество, а энергия народа была направлена в мирное русло. Середина прошлого века ознаменовалась консолидацией корякского народа.
Их землям были предоставлены права автономии. Несмотря на явную декларативность положения, коряки сумели объединиться и начать процесс возрождения этнических ценностей.
Современные коряки продолжают развивать традиционные занятия и ремёсла, которыми славились их предки. Сегодня большинство коряков имеет возможность получить достойное образование и работу. Представители этого народа становятся известными деятелями и мастерами России.
Коряки - интересный и сложный в историческом плане народ. Многие тайны их прошлого до сих пор не разгаданы, и мы знаем очень мало о жизни племён до прихода русских. Возможно, историю коряков нам поможет лучше понять их культура, ведь неспроста у этого народа сохранилось множество необычных и мудрых сказаний о прежних временах. Несомненно, предки современных коряков передали своим потомкам ценнейшее богатство - свой самобытный фольклор.
Все статьи по теме: #мир истории_народы
Статья написана для канала «Мир истории», автор: Марина Завгородняя
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)