В середине 30-х годов прошлого столетия в Ольховатском районе были закрыты все церкви. Большую часть из них разрушили до основания. Почему исчезла Георгиевская церковь в Юрасовке, почему не смогли ужиться Советская власть и церковь в 30-е годы прошлого столетия?
К концу XVIII началу XIX века на территории нынешнего Ольховатского района действовало более десяти церквей. Поселения черкас имевшие льготы (свободы), в выполнении государственных повинностей, в выплате налогов, назывались обычно слободами, а область получила название «Область слободских городов». Поселок с выстроенной церковью сразу же получал статус слободы. Жители черкасских слобод обычно освобождались на 10 – 15 лет от повинностей, при этом наименование «слобода» сохранялось за поселением и после истечения льготных лет, а также подчеркивал право перехода жителей в другое место и противопоставлялся поселению, жители которого устраивались на «вечное житье».
До революции
Несмотря на все старания по ремонту Юрасовской церкви, она с каждым годом все более ветшала и требовала капитальной перестройки.
— В 20-х годах XIX века благочинный священник Стефан Чехов доносил святителю Антонию II (Смирницкому), что по стенам Георгиевского храма в Юрасовке бывает течь, и стены в некоторых местах сильно повредились, — рассказал юрасовский краевед Антон Плохих. — К слову, святитель Антоний (Смирницкий) в 2003 году был прославлен в лике святых Воронежской епархии. Прихожане Георгиевской церкви вознамерились даже построить новый храм и даже несколько раз закупали кирпичи для этого. Но пролежавшие несколько лет стройматериалы распродавались, и дальше слов дело не шло. Лишь в 1866 году юрасовский помещик Николай Гарденин взял дело постройки храма в свои руки.
Николай Гарденин и его жена Вера Васильевна были крупными землевладельцами. К 1880 году они владели 893 десятинами земли. А их сын Сергей при слободе Юрасовке имел 692 десятины земли и 216 десятин леса в урочище Виниошном.
— Строительство Георгиевской церкви шло несколько лет, до 1872 года, — рассказал Антон Плохих. — В итоге построили трехпрестольную Георгиевскую церковь, левый предел которой устроили во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Правый предел во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (был устроен помещиком Гардениным в честь своего небесного покровителя).
В 1872 году при Георгиевской церкви было 960 прихожан. Ее строительство велось при священнике Иоанне Глаголеве. В услужении с ним были диакон Николай Суриков и псаломщик Никанор Кирилов.
— К 1893 году Георгиевскую церковь посещали 872 мужчины и 807 женщин, — отметил Антон Плохих. — Церкви принадлежало 33 десятины земли. После священника Иоанна Глаголева службы в юрасовском храме проходили при священнике Григории Попове (служил с1884 по1894 год), далее был священник Николай Вележев, а в предреволюционные годы священствовал А. Воробьев.
Помимо своих непосредственных обязанностей, юрасовские священники обучали детей закону Божьему в школах.
— За совмещение работ священникам Министерство народного просвещения доплачивало от 72 до 100 рублей в год, — отметил Антон Плохих. — Но не всегда эти обязанности они исполняли добросовестно. Сохранилось донесение, где инспектор народных училищ Острогожского уезда Дарский сообщает директору народных училищ Воронежской губернии, что священник Николай Вележев «неисправно» посещает училище. Но вполне вероятно, на это были уважительные причины, связанные с обязанностями священника, а не из-за его безответственности.
В 1909 году в Юрасовке проживало 1010 мужчин и 987 женщин. В слободе было уже две школы: министерская и церковно-приходская. Также до революции 1917 года в Юрасовки 6 мая (престольный праздник — день памяти святого Георгия) ежегодно проводили ярмарку. Жители окрестных слобод и хуторов съезжались и привозили на продажу сельскохозяйственную и животноводческую продукцию. На ярмарку приезжали купцы из Острогожска, имевшие тесные экономические связи с юрасовцами.
Время безверия
Именно колокол Георгиевской церкви в 1917 году оповестил Юрасовцев о том, что к власти пришла партия большевиков. Об этом сохранились воспоминания уроженца Юрасовки Д.Андрианова:
— «По деревне медленно плыли глухие, протяжные звуки девяностопудового медного колокола, установленного на высокой колокольне. Его звук слышали в каждом удаленном доме Юрасовки. Мать, услышав их, перекрестилась и зажгла лампаду, висящую перед иконой. Потом она стала на колени и, припав к холодному земляному полу, начала молиться.
У здания школы собралось множество народа. В центре собравшихся развевалось красное знамя. Местный сапожник Афанасий Смыкалов, ставший председателем земельного комитета и комитета бедноты, объявил о приходе к власти большевиков».
Георгиевская церковь продолжала действовать. С 1924 по 1934 год священником в ней был отец Аркадий.
— Деятельное участие в закрытии храма приняли братья Степан и Григорий Гуляевы, — рассказал Антон Плохих. — Среди жителей Юрасовки бытует мнение, что пристройка к юрасовской школе была сделана в 1957 году из материала, оставшегося от церкви. Сейчас на месте храма находится сквер и стараниями жителей Юрасовки в 2016 году установлен Поклонный крест.
В начале 2000-х годов во время реставрации Костомаровской школы разобрали и деревянную пристройку. От Георгиевского храма остались лишь несколько экспонатов в школьном краеведческом музее.
Обновленцы в Ольховатке
После закрытия всех церквей на Ольховатской земле начало процветать обновленчество. Так в 1928 году для управления обновленческими приходами в центрально-черноземном округе создали митрополитанское областное церковное управление. В него вошли 12 епархий, в том числе и Россошанская (в нее входил Ольховатский район).
— В 1933-1935 годах обновленческой Россошанской епархией руководил архиепископ Григорий (Орлов), — рассказал Антон Плохих. — В это время в Ольховатском районе не осталось приходов, принадлежавших канонической русской Православной церкви. Исключением был священник Евгений Попов — приверженец ортодоксального православия. Он жил в Ольховатке и совершал требы, несмотря на то, что Преображенский храм был уже закрыт.
В 1936 году в Ольховатском районе осталось три обновленческих прихода: в Копанной 2-ой со священником Феофаном Путилиным, в Юрасовке со священником Петром Поярковым и в Шапошниковке (имя и фамилия священника неизвестна).
— Церковь в Шапошниковке была закрыта, а в Копанной 2-ой и Юрасовке церкви засыпали зерном, — отметил Антон. — Несмотря на закрытые храмы, священники продолжали исполнять требы, а прихожане надеялись на открытие церквей вновь. В мае 1935 года сельсовет оштрафовал церковный совет храма в Копанной 2 на 500 рублей с обвинением непроведения ремонтных работ в храме. В трехдневный срок прихожане не смогли уплатить штраф, и церковь закрыли. На тот момент это была последняя действующая церковь в Ольховатском районе.
Народу была необходима вера, поэтому люди стали собираться в пещерах, около криниц и молиться там. Так было в меловых пещерах Караяшника в 1935 году.
— Основательницами там были две чернички (монахини), — рассказал Антон Плохих. — Через некоторое время районная милиция завалила вход в пещеры и вывезла все церковное имущество. Но верующие снова начали собираться, несмотря на то, что обновленческий священник Феофан Путилин предостерегал крестьян посещать подобные собрания и обличал их мнимую святость. Но у верующих не было храмов, чтобы там молиться. В итоге начало развиваться пещерничество.
Следом за обновленчеством, расколовшим в 30-х годах прошлого столетия православный мир на два лагеря, на территорию Ольховатского района проникли секты, такие как пятидесятники, баптисты и другие. Следует вспомнить, что в годы репрессий и гонений также существовала и катакомбная церковь. Люди не принимали обновленцев и проводили служения тайно на дому. Сейчас отстраиваются разрушенные храмы, все больше людей приходят в них на богослужения.
Из музея
В музее №8534 «История села Юрасовка», который находится при Юрасовской общеобразовательной школе, есть экспонаты из разрушенной Георгиевской церкви, и даже ее небольшой макет.
Школьный музей появился в 80-х годах прошлого столетия, но официально получил статус музея 19 марта 2003 года. Его директор — учитель истории Юрасовской школы Сергей Величко.
— Сохранилось много воспоминаний местных жителей о том, как разрушали Георгиевскую церковь, — рассказал Сергей Величко. — Никто из селян не хотел прикасаться к зданию. Тогда на колокольню полез и сбросил колокол на землю один из братьев Гуляевых. А когда он попытался спуститься вниз, то сорвался, упал, отбил себе нутро и через несколько дней умер. В народе говорили, что это кара небесная за разрушение святыни.
По слухам колокол Юрасовской церкви до сих пор лежит на «кладбище» паровозов где-то в Лисках. Так ли это на самом деле, проверить невозможно.
— Когда разбирали пристройку Костомаровской школы, бревна пустили на дрова для жителей, — отметил Сергей Анатольевич. — Бревна были на шипах и собирались без гвоздей. Их с трудом получалось рассоединить. Сохранилось несколько фотографий, по которым условно можно воссоздать вид Георгиевской церкви.
В музее хранится макет Георгиевского храма, который в 2005 году сделали учащиеся школы Виктор Степаненко, Виктор Колесников, Владимир Дыбов, Владимир Ильин и Сергей Махач.
— Храм делали по рассказам очевидцев, — рассказал Сергей Величко. — В нем были и подвальные помещения. Правда, по словам одной из старожилов, он получился не совсем похожим на оригинал. Если было бы возможно найти документы, фотографии, это упростило бы работу по созданию и корректировке макета.
Один из храмов подобной архитектуры сохранился в Малых Ясырках Эртильского района Воронежской области. Упоминается он в документах середины 1880-х годов. Так как храмы в то время строили однотипно, то, скорее всего, Георгиевский храм в Юрасовке был похож на Михайловский храм в Малых Ясырках. Подтверждает это и архитектура колокольни, которую можно сравнить на фото Михайловского и Георгиевского храмов.
При Юрасовской церкви было свое церковное кладбище. При обустройстве Юрасовки находили могилы с останками, предметы церковной утвари.
— Когда копали траншею на месте бывшей церкви, на дне траншеи лежали кости, — вспомнил Сергей Анатольевич. — Нам детям было интересно играть в войну, ведь траншеи были очень похожи на окопы. Взрослые объясняли, что кости в траншее — останки животных. Границы кладбища сейчас восстановить сложно, но с уверенностью могу сказать, что оно было очень большим. В один из таких склепов провалилось колесо грузовика, который вез песок. Скорее всего, на этом церковном кладбище похоронен и отец Николая Костомарова.