Найти в Дзене

Единственный в России музей Ивана Грозного и его эпохи

Музей-заповедник «Александровская слобода». Вид Сверху
Музей-заповедник «Александровская слобода». Вид Сверху

Александровский кремль – не просто точка на географической карте России. Дошедший до наших дней архитектурный ансамбль XVI-XVII вв являлся резиденцией первого русского царя Ивана Грозного и опричной столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединение русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками.

В исторической среде не стихают споры о дате основания Александровской слободы. В.В. Кавельмахер, посвятивший 20 лет жизни исследованию слободской архитектуры, считал, что ее храмы и дворцы были построены за один строительный период с 1509 по 1513 гг. отцом Ивана IV Василием III . В пользу этого говорит сохранившаяся запись богослужебной книги из Троице-Сергиевой Лавры: Того ж лет<а> [1513 г.] декабря 1 сщнна бысть црквь Покров стеи Бцы в Новом селе Олександровском. Тогды ж кнзь великий и во двор вшел».

Проведенное архитекторами изучение архитектурных особенностей Слободы, белокаменных розеток, особенностей резьбы по камню, строительных материалов, раскрытие Кавельмахером портала Домового храма Ивана Грозного – все указало на то, что загородная резиденция была выстроена итальянскими архитекторами и не уступала своей пышностью лучшим европейским дворцам.

Музей-заповедник «Александровская слобода». Западный портал Покровской церкви.
Музей-заповедник «Александровская слобода». Западный портал Покровской церкви.

В наследство первому русскому царю, основавшемуся в Слободе в декабре 1564 г., досталась, по выражению датского посланника Якоба Ульфельдта «крепость пространная и великолепная». Обнесенная деревянной стеной, обложенной кирпичом, с несколькими сторожевыми башнями и проездными воротами она была окружена валами и рвами, что обеспечивало безопасность царской персоне.

Александровская слобода. Гравюра И.Т. де Бри из книги Я. Ульфельдта «Путешествие в Россию».
Александровская слобода. Гравюра И.Т. де Бри из книги Я. Ульфельдта «Путешествие в Россию».

Но жизнь царя должна быть не только безопасной, но и комфортной. Поэтому, по мнению специалистов, Слобода в XVI в. была вторым по величине и великолепию Государевым двором после Московского Кремля. «Памятники Александровской слободы… стоят в первых рядах столичных памятников зодчества и художественно, и идейно», - так оценил сохранившуюся архитектуру авторитетный ученый, доктор искусствоведения А.И. Некрасов.

Александровская слобода. Троицкий собор.
Александровская слобода. Троицкий собор.

Кафедральный слободской собор – Троицкий (ранее Покровский) – традиционного «византийского» типа: одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный. По своему значению и размерам он соотносим с храмовыми сооружениями Московского Кремля. До нашего времени он дошел практически в неизмененном виде, сохранив изначальную каменную обстройку. Приделы, палаты, обходная галерея, круглые колонны придают этому архитектурному шедевру пышность и царственность.

В убранстве собора выделяются две уникальные исторические реликвии – Тверские и Новгородские врата. Появление в Александровском кремле этих уникальных памятников древнерусского искусства XIV века красноречивее всего говорит об особой значимости нового культурного и политического центра.

Южный портал Троицкого собора и Васильевские врата.
Южный портал Троицкого собора и Васильевские врата.

В Троицком соборе Иван Грозный венчался с третьей и пятой женами - Марфой Собакиной в 1571 г. и Анной Васильчиковой в 1573 г.

Александровская слобода. Распятская церковь-колокольня.
Александровская слобода. Распятская церковь-колокольня.

Символом торжества государственной власти воспринимается Распятская церковь-колокольня, высотная доминанта Александровского кремля. Она свидетельствует о масштабе предпринятых Иваном IV перестроек дворца после новгородского похода (1570 г.). Столичной роли Слободы тогда уже мало соответствовала небольшая церковь Алексея Митрополита. Обстроенная и надстроенная, она была превращена в один из редких памятников шатрового каменного зодчества, что возводились в честь знаменательных событий.

Александровская слобода. Распятская церковь-колокольня. Фрагмент гравюры И.Т. де Бри из книги Я. Ульфельдта «Путешествие в Россию».
Александровская слобода. Распятская церковь-колокольня. Фрагмент гравюры И.Т. де Бри из книги Я. Ульфельдта «Путешествие в Россию».

Памятник долгое время не имел себе равных и поражал воображение современников. На гравюре с видом Слободы из книги датского посла Я. Ульфельдта колокольня – самое фантастическое здание. Художник изобразил его состоявшим из двух башен, соединенных аркой с колоколами. Подлинное назначение и конструкцию сложнейшего древнего сооружения «под колоколы» удалось разгадать В.В. Кавельмахеру. Выяснилось, что церковь-колокольня служила еще и часобитней. На ней находился старинный «часник» - башенные часы. Их механизм и восстановленный циферблат можно увидеть на основной музейной экспозиции – «Государевом дворе».

Детали часового механизма, найденные в ходе раскопок в Александровской слободе.
Детали часового механизма, найденные в ходе раскопок в Александровской слободе.

С Распятской колокольней связана красивая легенда о п олете русского Икара - холопа Никиты, сыне Трофима. Источники утверждают, что «смерд Никита, боярского сына Лупатова холоп», смастерив деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе и в присутствии царя, «аки птица», полетел с Распятской колокольни. Полет оказался удачным. Перелетев крепостную стену, Никита приземлился на берегу реки Серой. На что последовала немедленная реакция царя: «Человек не птица – крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит. И за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело бросить свиньям, а выдумку после священные литургии огнем сжечь».

Музей-заповедник «Александровская слобода». Н.М. Вилков. «Крылья холопа».
Музей-заповедник «Александровская слобода». Н.М. Вилков. «Крылья холопа».

Впрочем, с Александровской слободой связаны и другие легенды. Например, про знаменитую царскую библиотеку, которую пытаются найти уже несколько столетий, или про метро XVI века - «государеву трубу», подземный ход, по которому можно было проехать на тройке.

Александровская слобода. Покровская церковь — Домовый храм Ивана Грозного.
Александровская слобода. Покровская церковь — Домовый храм Ивана Грозного.

А вот сразу две шатровые церкви можно увидеть лишь в ограниченном количестве российских кремлей. Как и Распятская колокольня, Домовый храм государя – Покровская церковь – навершена шатром. Храм воздвигнут на высоком белокаменном подклете и огромных погребах. До нас чудом дошли малые дворцовые палаты нижнего этажа. Это сводчатые помещения зального типа с эффектными перекрытиями и белокаменными украшениями: фигурными консолями и резными розетками.

Александровская слобода. Уникальная фресковая роспись шатра Покровской церкви.
Александровская слобода. Уникальная фресковая роспись шатра Покровской церкви.

Сюжетные росписи шатра Покровской церкви, выполненные по личному заказу царя, не повторяются ни в одном из храмовых сооружений России. Как написал известный искусствовед В.Д. Сарабьянов: «Шатровые церкви XVI в., как правило, не имели сюжетных росписей; и живописная декорация внутреннего объема шатра, если и существовала, то ограничивалась довольно скупыми орнаментальными мотивами архитектонического характера, обычно представляющими собою декорацию «под кирпич» … Поэтому стенопись Покровской церкви, сохранившаяся только в шатре и алтарной апсиде, является ПЕРВЫМ И УНИКАЛЬНЫМ ОПЫТОМ подобной декорации, которая НЕ ЗНАЕТ АНАЛОГИЙ в древнерусском искусстве XVI и XVII веков».

Александровская слобода. Успенская церковь.
Александровская слобода. Успенская церковь.

Домовым храмом женской половины дворца служила Успенская церковь. Одна из самых миниатюрных, она поражает совершенством пропорций и изяществом декоративного убранства. Утраченные части ее сооружений: открытая галерея-гульбище, белокаменные переходы к другим слободским постройкам – по утверждениям археологов, были столь же красивы и изящны. Таков же и южный портал храма с обрамляющей его утонченной резьбой из редких шестилепестковых цветков. Возможно, что храм достраивали в 20-ые годы XVI века, когда в любимую Слободу Василий III приезжал «осеновать» (отдыхать осенью) со второй женой Еленой Глинской, наконец, подарившей ему наследника, будущего царя Ивана IV . Печать красоты и хорошего вкуса, свойственные молодой красавице, пленившей великого князя, лежит на этом памятнике.

Александровская слобода. Южный портал Успенской церкви.
Александровская слобода. Южный портал Успенской церкви.

Безусловно, деятельность музея-заповедника не ограничивается одними экскурсиями и показом уникальной архитектуры грозненской эпохи. Современная «Александровская слобода» - это, прежде всего, территория впечатлений. Каждый посетитель может стать участником пользующихся огромным успехом разнообразных анимационных программ и творческих экскурсий-занятий.

Александровская слобода. Средневековые подвалы Покровской церкви. Экспозиция «Застенок».
Александровская слобода. Средневековые подвалы Покровской церкви. Экспозиция «Застенок».

Нужны новые эмоции? Тогда едем в #МузейИванаГрозного ! Телефон экскурсионного отдела: +74924420397.