Найти тему

Ленинград в 1931 году

Русский музей. Площадь Лассаля (Площадь Искусств)
Русский музей. Площадь Лассаля (Площадь Искусств)

Вид на Смольный

-2

Смольный (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

Брэнсон Деку украсил Смольный царским триколором!
Брэнсон Деку украсил Смольный царским триколором!

Выступление С.М. Кирова в Смольном на I Ленинградской городской конференции ВКП (б)

-4

Первомайское оформление площади Урицкого (Дворцовой)

Художественный проект оформления трибуны. Тема - "Борьба двух миров - социализма и капитализма"
Художественный проект оформления трибуны. Тема - "Борьба двух миров - социализма и капитализма"

Первомайская трибуна

-6

На первомайской трибуне

На фото, справа налево:  С.М. Киров - 1-ый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП (б), И.Ф. Кодацкий - председатель Ленинградского Облисполкома, П.А. Алексеев - председатель ленинградского Областного Совета профсоюзов, Вильгельм Пик - немецкий коммунист, впоследствии первый президент Германской Демократической Республики.
На фото, справа налево: С.М. Киров - 1-ый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП (б), И.Ф. Кодацкий - председатель Ленинградского Облисполкома, П.А. Алексеев - председатель ленинградского Областного Совета профсоюзов, Вильгельм Пик - немецкий коммунист, впоследствии первый президент Германской Демократической Республики.
 На трибуне: С.М. Киров, И.Е. Славин, В. Пик
На трибуне: С.М. Киров, И.Е. Славин, В. Пик
На трибуне: В. Пик, П.А. Алексеев, И.Ф. Кодацкий, Б.П. Позерн, С.М. Киров; рядом с трибуной третий слева - А.А. Кузнецов
На трибуне: В. Пик, П.А. Алексеев, И.Ф. Кодацкий, Б.П. Позерн, С.М. Киров; рядом с трибуной третий слева - А.А. Кузнецов
-10

Первомайский парад. Стилизованная эмблема свастики фашизма как символ тюрьмы: «Нельзя воевать для империализма, не укрепляя империалистический тыл. Нельзя укрепить империалистический тыл, не подавляя рабочих. Для этого и существует фашизм... С одной стороны, устами социал-демократии проповедовать пацифизм, чтобы тем успешнее готовиться к новым войнам; с другой стороны, подавлять в порядке применения фашистских методов рабочий класс в тылу, коммунистические партии в тылу, чтобы тем успешнее вести потом войну, интервенцию» [Об итогах июльского пленума ЦК ВКП(б). Доклад на собрании актива ленинградской организации ВКП(б), 13.07.1928 – И.В. Сталин, ПСС, том 11].

-11
-12

Празднование 1 Мая

Головной декорированный автомобиль "Рапорт"
Головной декорированный автомобиль "Рапорт"
"Изоустановка на проспекте Пролетарской победы против здания Василеостровского райкома"
"Изоустановка на проспекте Пролетарской победы против здания Василеостровского райкома"
Декоративная установка на Красной площади (Александра Невского).
Декоративная установка на Красной площади (Александра Невского).

Макет изоустановки на углу Обводного канала и Международного проспекта. Бригада Горкома Изо М.В. Матюшина. Тема - борьба за "Культурную революцию".

-16
Объемная изоустановка на Международном проспекте
Объемная изоустановка на Международном проспекте

Макет политической сатиры в ЦПКиО имени Горького (раскрашенное фото, Брэнсон Деку): «После опыта пребывания у власти социал-демократов, срывающих забастовки, организующих локауты и расстреливающих рабочих, злой насмешкой звучат в ушах рабочих лживые обещания насчет “производственной демократии”, “промышлен-ного мира”, “мирных методов” борьбы. Много ли найдется теперь рабочих, способных поверить лживой проповеди социал-фашистов? Известные рабочие демонстрации 1 августа 1929 года (против военной опасности) и 6 марта 1930 года (против безработицы) показывают, что лучшие люди из рабочего класса уже отвернулись от социал-фашистов... Буржуазия будет искать выхода из положения в дальнейшей фашизации в области внутренней политики, используя для этого все реакционные силы, ... будет искать выхода в новой империалистической войне в области внешней политики» [Политический отчет ЦК XVI съезду ВКП(б), 27.06.1930 – И.В. Сталин, ПСС, том 12].

-18

Демонстрация на Выборгской стороне

-19

7 ноября, панорама "Взятие Зимнего" на здании Адмиралтейства

-20

Проект оформления центральной трибуны на площади Урицкого (Дворцовой) 7 ноября. Декоративная установка на трибуне создана бригадой ИЗОРАМа, возглавляемой М. С. Бридским и Л. И. Каратаевым.

Основная тема - Мир созидающего социализма
Основная тема - Мир созидающего социализма

Левая сторона декорации трибуны

Основная тема - Борьба с властью мирового капитала
Основная тема - Борьба с властью мирового капитала

На площади Урицкого (Дворцовой) 7 ноября

-23
-24

7 ноября. Колонны демонстрантов на Кронверкском проспекте

-25

Площадь Жертв Революции (Марсово Поле). Фото И.Н. Панова)

-26

Государственный Русский музей. Агитбригада

-27

Митинг на братской могиле жертв 9 января 1905 года в честь открытия памятника

-28

Памятник на могиле жертв 9-го января

-29

Барельеф на памятнике жертв 9-го января

-30

Памятник Г. В. Плеханову у Технологического института

-31

Семейный вечер курсантов 7-ой роты в клубе Военно-теоретической школы летчиков ВВС РККА

-32

Выпуск вечерних электротехнических курсов (Кронштадт)

-33

Учебное судно Осоавиахима "Амур"

-34

Ледокол "Красин"

-35

Подводная лодка «Л-3». Заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 (Балтийский завод) как «Фрунзовец». подводный минный заградитель. 8 августа 1931 года корабль спущен на воду, 5 ноября 1933 года вступил в строй. В годы Великой Отечественной войны «Л-3» совершила 7 боевых походов, произвела 16 торпедных атак с выпуском 46 торпед, сделала 11 минных постановок. Достоверно потоплено торпедами 2 корабля противника общим водоизмещением 10 743 брт. На поставленных минах уничтожено 9 судов общим водоизмещением 15 488 брт и повреждено не менее 1 судна. 1 марта 1943 присвоено звание «Гвардейская». «Л-3» неоднократно подрывалась во время боевых походов на минах, но каждый раз подлодку удавалось спасти. За годы Великой Отечественной войны личный состав «Л-3» был награждён 423 орденами и медалями. Рубка «Л-3» экспонируется в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.

-36

Ленинградский торговый порт

-37

Завод "Красный путиловец"

Новая кузница и литейная
Новая кузница и литейная
Формовка литья на конвейере в новой чугунолитейной
Формовка литья на конвейере в новой чугунолитейной
Обработка гигантского шкива к золотопромышленной драге
Обработка гигантского шкива к золотопромышленной драге
Ударник за расточкой гильз к двигателю трактора
Ударник за расточкой гильз к двигателю трактора

25-тысячный трактор завода "Красный путиловец"

-42

Первый советский блюминг

-43

Завод "Русский дизель"

Испытание готового дизеля
Испытание готового дизеля

Статор для турбогенератора 1500 квт, изготовленный на заводе "Электросила"

-45

Завод "Электросила"

Новейший фрезерный станок системы "Шис-Дефриз", единственный в СССР по своей мощности
Новейший фрезерный станок системы "Шис-Дефриз", единственный в СССР по своей мощности
Огромный карусельный станок системы "Шис-Дефриз"
Огромный карусельный станок системы "Шис-Дефриз"

С.М. Киров и М.И. Калинин на заводе "Красный Октябрь"

-48

ГЭС "Красный Октябрь"

-49

Завод "Русский дизель". После полной реконструкции завод освоил производство мощных дизелей и к 10-ой годовщине Октябрьской революции изготовил самый мощный в СССР дизель в 2400 л. с.

-50

Здание завода «Большевик»

-51

Завод "Светлана"

-52

Фабрика "Красное Знамя". Фабрика «Красное знамя» специализирова-лась на производстве чулочно-трикотажных изделий, ассортимент выпускаемой продукции включал чулочно-носочные, бельевые изделия для всех групп населения и изделия верхнего трикотажа. Вплоть до конца 1980-х годов фабрика ежедневно перерабатывала свыше 40 тонн сырья, выпускала более 85 млн пар чулок и носков, свыше 15 млн бельевых и 3,5 млн верхних трикотажных изделий, более 6 000 тонн трикотажного полотна. Количество работников на предприятии составляло более 10000 человек, график работы осуществлялся в три смены. «Красное знамя» было гигантом трикотажной промышленности СССР, входило в тройку крупнейших предприятий легкой промышленности СССР и по объему производства, и по количеству работающих. Также фабрика специализировалось на производстве медицинского трикотажа. В 1991 году происходит распад Советского Союза, государство по указанию "реформаторов" в правительстве отказывается управлять и владеть фабрикой. После приватизации на бывшей государственной фабрике, новым частным владельцем сокращается производство, а её имуществен-ный комплекс с земельными участками становится объектом борьбы питерских криминальных ОПГ. В конечном результате всё производствен-ное оборудование фабрики исчезло, часть бывших производственных зданий (корпусов) фабрики стала сдаваться в аренду под бизнес-центр, остальная часть была заброшена и доведена до полной разрухи.

-53

Фабрика воды. Новая фильтро-отстойная фабрика с резервуарами для чистой воды

-54

Строительство новой очереди Центральной ТЭЦ

-55

Участок строительства ГЭС-52 (Синопская набережная 46)

-56
Укладка труб
Укладка труб

Городок текстильщиков

-58

Вид на комплекс зданий здравообъединения "Текстильщица". Профилакторий «Текстильщица», рассчитанный на 3,5 тысячи посещений в день, являлся на тот момент одним из лучших медицинских учреждений в Европе по уровню технического оборудования и продуманной функцио-нальной организации. В здании находились кабинеты взрослой и детской поликлиник, пункт охраны материнства и младенчества с молочной кухней, кабинеты СЭС Володарского района, противотуберкулёзный диспансер, водо и грязелечебница. Каждое медицинское учреждение располагалось в своём корпусе, потоки пациентов не пересекались. В настоящее время здесь находится городская больница №23. Адрес: пр. Елизарова, 32.

-59
-60
-61

Больница имени И.И. Мечникова

-62

Огород при больнице имени И.И. Мечникова

-63
-64

"Круглая" баня в Лесной

-65

Выборгская фабрика-кухня

-66

Фабрика-кухня у Нарвских ворот

-67
-68

Новый зал кафе на Василеостровской фабрике-кухне

-69
-70

Приготовление закусок на фабрике-кухне Василеостровского района

-71

Панорама площади Культуры. Улица Ткачей, слева школа №120 имени КИМа, Володарский район

-72

Тракторная улица, школа имени "10-летия Октября"

-73
-74

Новые дома для рабочих на Тракторной улице

-75

Фонтан у фасада благоустроенного жилищного массива (Щемиловка)

-76

Сад Первого мая на улице Стачек

-77

Фабрично-заводская школа №173 в Лесном

-78
-79

Трамвайная остановка (Полюстрово)

-80

Дом культуры имени Первой пятилетки

-81

Дом культуры имени "Ильича" завода "Электросила"

-82

Зал Московско-Нарвского Дома культуры

-83
-84

Московско-Нарвский Дом культуры (худ. Н.И. Дормидонтов)

-85

Академик В.П. Волгин выступает с докладом перед рабочими и инженерно-техническими работниками Василеостровского района в клубе имени Яковлева (в президиуме академики А.Е.Ферсман и С.Н. Бернштайн)

-86

Строительство Дома Советов Московского района

-87

Вид на Республиканский (Дворцовый) мост и Дворец Искусств (Зимний)

-88

На Неве (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-89

Вид на Неву и Университетскую набережную

-90

Бюст Карла Росси на Пушкинской площади

-91

Биржа (фото Н.Н. Панова)

-92

Одна из статуй на Ростральной колонне у Биржи (открытка)

-93

Вид с Республиканского моста на Биржевую стрелку с Ростральными колоннами (открытка)

-94

На набережной Лейтенанта Шмидта 12 августа 1931 года

-95

Дворец Труда

-96

Медный всадник (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-97

Исаакиевская площадь (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-98

Купол Исаакиевского собора

-99

Вид на город с Исаакиевского Собора (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-100

Дворцовая площадь (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-101

Возле Эрмитажа. Учащиеся московского техникума на экскурсии

-102

Детская комната Эрмитажа

-103
-104

Проспект 25 Октября (Невский)

-105

Невский проспект (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-106

Набережная реки Мойки (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-107

Спас на крови (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-108

Иностранный турист в Ленинграде (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-109

Аничков мост

-110
-111
-112

Площадь Восстания

-113

Лиговская улица у Московского вокзала после реконструкции

-114

Международный (Московский) проспект, 21. Московско-Нарвский Рабочий кооператив

-115

Новодевичий монастырь на Московском проспекте (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-116

Московские Триумфальные ворота (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-117

Международный (Московский) проспект у молокозавода

-118

Площадь Стачек, Нарвские ворота

-119

Технологический институт имени "Ленинградского Совета"

-120

Вид на Большеохтинский мост

-121

Площадь Ленина

-122

Красный театр Госнардома

-123

Вход в Соборную мечеть (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-124

Улица Красных Зорь (Каменноостровский проспект)

-125

Ленинградский государственный университет

-126

Заново перепланированный проспект Пролетарской Победы (Большой проспект В.О.)

-127

Новый внутриквартальный сквер на углу 8-й линии и Малого проспекта

-128

Перекресток Среднего и 1-ой Линии Васильевского острова

-129

Асфальтирование мостовой на улице Пролеткульта (Малая Садовая)

-130

Паровой каток на улице 3-го Июля (Садовая улица)

-131

Кашин мост, погружение шпунта

-132

Студенты ЛИТМО отправляются в учебный военный поход

-133

Учебный военный поход студентов ЛИТМО, на Фридрихсгамской (Старобельской) улице

-134

У станции Ланская. Из альбома выпускника ЛИТМО 1934 года. Учебный военный поход (31 мая 1931 года)

-135

Дорога в Сосновку (Политехническая улица)

-136

У особняка Чаева на Каменном острове (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-137

На Стрелке Елагина острова

-138

Елагин дворец (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-139

Яхт-клуб Облпрофсовета (Елагин остров)

-140

Участницы соревнований на Московском шоссе. Лыжный пробег Ленинград - Новгород - Москва

-141

На аэросанях из Ленинграда в Москву (из журнала "За рулем)

-142
-143
-144

Детское село. Екатерининский дворец (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-145
-146
-147
Янтарная комната
Янтарная комната
-149

Квадратный пруд со статуей "Лето" (Петергоф, Верхний сад)

-150

Восточный мост-терраса (Петергоф)

-151

Электростанция в Петергофе. В советское время - автобусный парк в Пролетарском парке. Ныне - полуразрушенное здание в Александрийском парке

-152

Ремонт Большого каскада. Разборка ступеней на западной лестнице (Петергоф)

-153

В Нижнем парке Петергофа (раскрашенное фото, Брэнсон Деку)

-154

«Граф Цеппелин» LZ-127 над Ленинградом. 25 июля гигант прилетел в Ленинград и приземлился на Комендантском аэродроме, чтобы пополнить запасы горючего и питьевой воды. С 26 по 30 июля дирижабль пролетел над значительной частью советской Арктики, проведя при этом подробную фотосъёмку. По условиям договора между СССР и Германией, на обратном пути «Граф Цеппелин» также должен был приземлиться в Ленинграде и выгрузить ценные материалы, собранные в ходе экспеди-ции. Однако капитан дирижабля отказался от посадки, сославшись на неблагоприятные погодные условия, и направился прямиком в Берлин. В экспедиции участвовали 46 учёных со всего мира, в том числе 4 предста-вителя СССР: профессор Р. Л. Самойлович (научный руководитель экспе-диции), Эрнст Кренкель (один из радистов), профессор П. А. Молчанов (метеоролог), Ф. Ф. Ассберг (инженер-воздухоплаватель).

Хорошо видны антенны на крышах домов ленинградских радиолюбитедей
Хорошо видны антенны на крышах домов ленинградских радиолюбитедей
-156
-157
-158
Красноармейцы наблюдают за подлётом "Графа Цеппелина" на Корпусной аэродром
Красноармейцы наблюдают за подлётом "Графа Цеппелина" на Корпусной аэродром
«Граф Цеппелин» над аркой аэродрома
«Граф Цеппелин» над аркой аэродрома
«Граф Цеппелин» носовая часть, окончание пришвартовки
«Граф Цеппелин» носовая часть, окончание пришвартовки
«Граф Цеппелин», задняя гондола загруженная балластом
«Граф Цеппелин», задняя гондола загруженная балластом
«Граф Цеппелин», передняя гондола
«Граф Цеппелин», передняя гондола
«Граф Цеппелин», командир доктор Экккенер
«Граф Цеппелин», командир доктор Экккенер
«Граф Цеппелин» на причале аэродрома
«Граф Цеппелин» на причале аэродрома

Ленинград с борта "Графа Цеппелина"

-166
-167
-168
-169

"Красная стрела" - старейший фирменный поезд России, курсирующий между Ленинградом и Москвой. Этот знаменитый поезд давно и по праву стал одним из символов не только двух российских столиц, но и всего государства. Появление «Красной стрелы» было для бедной, разоренной страны особым событием. «Стрела» стала первым фирменным поездом, в корне изменившим ситуацию на железной дороге и возродившим дореволюционную традицию поездов первого класса. Еще весной 1931 года стало известно, что между Москвой и Ленинградом вводится в обращение курьерский поезд. 6 июня в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час». В первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с 9 на 10 июня 1931 г. из Ленинграда. Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов, выкрашенных в синий цвет: 7 жестких купейных, 3 мягких, 1 спальный с двухместными купе и 1 багажный. Впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Для этого четырехместные купе усовершенствовались: верхние полки сняли, на их место повесили зеркала и светильники. Оборудование и внутреннее убранство этих вагонов ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их.

Паровоз "Иосиф Сталин" в депо Московского вокзала Ленинграда. Перед подачей к поезду "Красная Стрела" до Москвы.
Паровоз "Иосиф Сталин" в депо Московского вокзала Ленинграда. Перед подачей к поезду "Красная Стрела" до Москвы.
-171

Уровень сервиса в этом составе был для тех времен просто невероятным. Впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем.

-172

«Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом. Если «Красная стрела» преодолевала расстояние между Ленинградом и Москвой за 10 часов, то обычные пассажирские поезда ехали не менее 12 часов. В мае 1931 года опоздание скорых поездов на 100 км по Октябрьской дороге составило всего 0,2 минуты, тогда как на многих других магистралях – не менее 1,8 минут. В 30 – 40-е годы «Красной стрелой» ездили, главным образом, высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. Кстати, время отправления поезда – 23:55 – было установлено по личному распоряже-нию наркома Лазаря Кагановича. Этим он позаботился о командиро-ванных чиновниках, которые получали суточные за лишний день.

-173
-174
-175
-176

Ленинград в 1931 году. На 1 января 1931 года население Ленинграда достигло по вычислениям Управления Народно-Хозяйственного Учета - 2188 тыс., увеличившись на 305 тыс. относительно 1930 г.
Состав населения Ленинграда, как крупнейшего стремительно растущего пролетарского центра, естественно характеризуется все более возрастаю- щей численностью пролетариата. Ижорский завод выпустил первый советский блюминг, целиком спроектированный советскими инженерами. По данным учета 1931 г. население города распределялось по социаль-ным группам следующим образом: рабочие и их иждивенцы - 56,78%, служащие и их иждивенцы - 27,89%, пенсионеры и стипендиаты - 6,32%, кустари и ремесленники с их иждивенцами - 1,55%, нетрудовое население - 0, 29%, прочие - 4,77%.

-177

Рост книжной продукции в СССР

-178

Создана сеть общедоступных библиотек. В 1918 году была открыта первая в стране киностудия (позднее его назвали Ленфильм). В 1920-х годах Ленинград был, безусловно, литературной столицей России. В городе выходило около 20 газет и более ста популярных журналов. Большую роль в жизни горожан тех лет играли Дома и Дворцы культуры. Работают старые театры, появляются новые А главное в театры и музеи приходит новый массовый зритель. Кроме того, в Ленинграде работали 45 кинотеатров.

-179

Фото и данные из открытых источников: https://pastvu.com http://nlr.ru/cont/v_l/1932.php https://visualhistory.livejournal.com/20934.html https://www.aroundspb.ru/leningrad_guidebook_1931.html https://periskop.su/1569489.html https://skaramanga-1972.livejournal.com/413415.html https://www.zr.ru/archive/zr/1931/05/na-aerosaniakh-iz-lieninghrada-v-moskvu https://www.fiesta.ru/spb/live/nado-znat-v-iyule-1931-goda-nad-peterburgom-proletel-graf-tseppelin-to-li-shpionskiy/ http://www.rzd-expo.ru/history/Krasnaya_strela/ https://vk.com/photo-3197974_456250627?rev=1

Голос Кирова и его страстные выступления можно услышать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=6pHYHBrIhU0 Кирилина А. Неизвестный Киров - СПб., 2002. С.М. Киров и ленинградские коммунисты - Л., 1986 Петербург-Петроград-Ленинград. Альбом-каталог фото открыток. Том VI. Ленинград 1924-1941. - СПб., 2016.

27.03.2021 добавлено 15 новых фото. Общее количество фото в статье 115

4.04.2021 добавлено 10 новых фото . Общее количество фото в статье 125

2.05.2021 добавлено 10 новых фото. Общее количество фото в статье 135

6.05.2021 добавлено 5 новых фото. Общее количество фото в статье 140

17.05.2021 добавлено 5 новых фото. Общее количество фото в статье 145

21.06.2021 добавлено 5 новых фото. Общее количество фото в статье 150

07.12.2021 добавлено 5 новых фото. Общее количество фото в статье 155

19.01.2022 добавлено 5 новых фото. Общее количество фото в статье 160

23.05.2022 добавлено 10 новых фото. Общее количество фото в статье 170

*******************************

Приглашаем на этом канале по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов в клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено больше 100 уникальных фото.

Ленинград в 1924 году
Cергей Михайлов26 января 2021
Ленинград в 1925 году
Cергей Михайлов1 февраля 2021