Найти тему
Новости Обо Всём

«Фантазируй как ребенок, анализируй как взрослый»: как прокачать свою креативность

В основе любого популярного контента лежит крутая идея. Кажется, что придумывать классные темы — талант, доступный не каждому, но это не так. Главное, знать несколько правил и много практиковаться. Как это делать, рассказывает сооснователь проекта «Громкие рыбы» Тимур Исмаев.

« Громкие рыбы » — видеопродакшен из Казани, создающий юмористические ролики, скетчи и клипы, которые набирают сотни тысяч просмотров на Ютубе. Пародийное рекламное видео « Чебоксарский трикотаж » отметили Юрий Дудь и Александр Гудков.

Креативность — эта мышца, а не талант или божий дар, который дается лишь избранным. Людей неспособных к креативу не существует. Часто это дело привычки и тренировок этой самой мышцы. Как это сделать? Есть несколько приемов, которые мы регулярно используем в работе.

Чередовать открытый и закрытый режим креативности

🔑 Открытый режим. Это похоже на то, что обычно называют «мозговым штурмом». Вам нужно решить определенную задачу неожиданным образом. Для этого вы сначала накидываете любые идеи, которые приходят в голову, полностью выключив критическое мышление. Простая задача: нужно перейти дорогу. Кто-то говорит: «Хм, а может на дельтаплане?». Почему нет? Записываем. Внутренний рациональный голос конечно же, будет говорить: «Дельтаплан? В центре города? Что за бред?». Но не нужно обращать на это внимание. Открытый режим должен быть ограничен по времени: обычно мы отводим на него 25 минут.

🔒 Закрытый режим . Из готового списка идей выбираем то, что кажется реальным и подходящим под задачу. Этот этап не имеет смысла без открытого режима, который позволяет предложить больше неожиданных и неочевидных идей. Без него вы скорее всего останетесь в зоне комфорта. В примере с улицей на первом этапе кроме дельтаплана можно добавить дирижабль, воздушный шар, пушку, которая выстреливает персонажем. Если сразу начать с закрытого режима, то скорее всего потолком креатива будет: «Давайте перейдем дорогу по пешеходному переходу». Вообще отношения открытого и закрытого режима креатива лучше всего характеризуются фразой: «Фантазируй как ребенок, анализируй как взрослый».

Изучить тему

В основе хорошего креатива лежит знание темы. Не нужно сразу же ломиться придумывать: скорее всего, получится поверхностно. Важно детально изучить тему. Например, нужно придумать рекламу натяжных потолков. Задайте себе кучу вопросов: чем они отличаются от обычных, друг от друга, как их устанавливают, кто это делает. И, конечно же, стоит посмотреть, что уже придумали на эту тему другие.

Не останавливаться на первой идее

Не бывает гениальных первых идей. Если кажется, что сходу получилось очень удачно, то это точно не так. Вас обманывает мозг: он ленится и пытается уберечься от перенапряжения и стресса. Поэтому будет убеждать, что первая же идея — хорошая и на этом нужно остановиться. Но нет: хорошие идеи лежат глубоко.

Заниматься физкультурой

Анаэробные тренировки улучшают когнитивные способности. Это может быть бег или велотренажер. Я люблю бегать. Но бегать нужно долго, от 30 минут. Необязательно быстро. После пробежки голова будет работать лучше.

Убрать телефон

И другие отвлекающие факторы. Обычно ты начинаешь смотреть на часы, лезть в телеграм-каналы, Инстаграм и так далее. Это не пойдет на пользу креативности.

Приемы, помогающие придумать неожиданную идею

К любой теме можно найти небанальный подход. Для этого мы используем пять простых приемов:

  • Объединение. Соединяем две разные эстетики. Например, привычная жизнь на даче становится необычной, если подать ее как что-то ультрамодное. Теперь это уже не «выращивание картошки на даче с родителями», а «организация фамильного стартапа по выращиванию крафтового картофеля». Вот так это выглядит в нашем ролике:

https://www.youtube.com/watch?v=I4da64GbMkc

  • Исключение. Иногда полезно сузить тему или что-то убрать, чтобы подсветить нужные моменты. В качестве примера назову фильм « Изобретение лжи », где режиссер показал мир, в котором никто не лжет. И все это плохо заканчивается.
  • Гиперболизация. Доводим идею до абсурда. После еды в зубах застряла гречка? Отлично, можно сделать эпичную песню про эту бытовую ситуацию, в которой оказывались многие из нас. С рефреном «гречка в зубах ломает судьбы, гречка в зубах — карьерный крах».

https://www.youtube.com/watch?v=711UUOXuAfE&t=35s

  • Замена. Иногда можно заменить предмет темы или формат. Нужно придумать рекламу города? А что если это будет небольшой фильм, действие которого происходит в этом месте? Однажды мы так и сделали, сняв восьмисерийный веб-сериал для города Иннополис под Казанью.

https://www.youtube.com/watch?v=WSwKE5kds7w

  • Инверсия. Если нужно, например, придумать рекламу какого-то продукта, можно снять ролик о том, как создается эта реклама. Такое тоже может сработать.

Иногда мысль окончательно заходит в тупик, и нужен какой-то неочевидный толчок, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. В этом случае используют метод случайных стимулов. Открываете первую попавшуюся книгу на любой странице и пальцем тыкаете в слово. Ваша креативная задача — придумать что-то через него. Допустим, это слово «скриншот». Если ваша задача придумать концепцию парка, то в нее можно добавить фотозоны или организовать выставку любительских фотографий. И вот, вы больше не в тупике.

Подготовил Алмаз Загрутдинов