В 1964 году во всем мире началось «Британское нашествие» . Покорив Англию, The Beatles отправились на покорение остального мира. В марте их песни заняли первые пять мест в американском хит-параде, летом «ливерпульская четверка», совершив мировое турне, захватила лидерство и в других странах: в июне группа выступила с концертами в Дании, Голландии, Гонконге, Австралии и Новой Зеландии, в июле - в Стокгольме, в августе и сентябре - в США и Канаде. The Beatles везде были желанными гостями. Когда звучали их песни, у молодых людей всех стран мира появлялась надежда на то, что мир станет лучшее и добрее . Это был рассвет новой эры.
В 1964 году The Beatles снялись в фильме « Hard Days Nights » («Ночь после тяжелого дня»), следом был выпущен альбом с музыкой из этого фильма. Известный дирижер и композитор Леонард Бернстайн, прослушав эту пластинку, сказал: «Эти парни являются лучшими композиторами со времен Франца Шуберта». Это высказывание вызвало резкое недовольство у любителей классической музыки, но оно потонуло в восторгах болельщиков рок-музыки.
Для нашего рока «Ночь после тяжелого дня» стала формообразующей пластинкой. С нее начались многие биографии, без которых российская музыка второй половины ХХ века просто немыслима.
«Нам очень мощный толчок дали The Beatles, - вспоминает лидер группы «Сокол» Юрий Ермаков. - До них ведь сцена строилась совсем по иным законам, она состояла из разрозненных звезд, все эти Нил Седака, Пол Анка, Клифф Ричард требовали обращения к себе как к идолам и были страшно далеки от народа. The Beatles показали, что рок-группа может появиться в каждом подъезде. Так появились The Searchers, Kinks, Spenser Davis Group, Cream. Так появились и мы .
Весной Игорь Гончарук пришел из армии, где прослужил очень недолго, и мы с ним начали делать группу. Купили гитары по 7.50 и начали на них учиться играть. Мы распределили роли: «Ты будешь играть на бас-гитаре, - сказал я своему однокласснику Игорю, - а я буду играть на гитаре и петь». Потом мы долго думали, как назваться, и один наш приятель предложил название «Сокол» по поселку, где мы тогда жили. Мы взяли его как рабочее, да так оно и осталось».
«Я с детства слышал и Литтл Ричарда, и Билла Хэйли, мне это нравилось, но как-то не очень трогало, - рассказывает Юрий Валов, гитарист ансамблей «Скифы» и «Голубые Гитары». - На меня очень большое впечатление произвел Окуджава. Именно под его влиянием мне захотелось играть на гитаре. А потом я услышал The Beatles . Это была граница времен, за которой началась какая-то другая жизнь. И не только в России. Они показали новый путь, открыли двери, которые раньше даже не были видны…»
Валерий Шаповалов («Лимонадный Джо») рассказывал, что в детстве он играл на трубе, а его старший брат-стиляга приучил его слушать по ночам джазовые программы по «Голосу Америки»: «Джаз мне очень нравился, и, когда появились The Beatles , я немного кривился. Но потом я услышал песню « Can ’ t buy Me Love ». Чувства, которые охватили меня, описать невозможно! Когда гитара начинала там играть соло, кровь у молодого парнишки приливала. И я уже ничего не мог воспринимать, кроме этого».
Под явным влиянием музыки The Beatles ученики московской школы № 22 братья Валерий и Виктор Шаповаловы создали ансамбль «Москвичи». В его состав вошел также их старший брат Владимир. Четвертым «Москвичом» стал басист Алексей Цейтлин, сын известного советского поэта-песенника Юрия Цейтлина (впоследствии он стал известен как Алексей Шачнев - звукорежиссер первого состава «Самоцветов» и бас-гитарист ВИА «Пламя»).
Юрий Антонов рассказывал, что в 1964 году сквозь треск и шумы радиоприемника «Спидола» он впервые услышал песни ансамбля The Beatles : «Это было чудо! Жизнь перевернулась!» Впрочем, его жизнь тут же перевернулась еще раз: Антонова призвали в ряды Советской Армии.
«Однажды я услышал из окошка на пятом этаже моего дома в Раменках, как Валера Беспалов, будущий участник ВИА «Веселые Ребята», пел во дворе «битловскую» песню « I Schould Have Knows Better », собрав вокруг себя кучу девчонок, - вспоминает Вячеслав Малежик . – Мой сосед Юра Давыдов, будущий руководитель ансамбля «Зодчие», тоже начал играть на гитаре «Битлов», и вокруг него тут же скустились девчонки. И это – Юрка Давыдов, который еще недавно с открытым ртом смотрел, как я играю на баяне! Вот тогда я и подумал: «Да я же могу не хуже!» Я взял в руки гитару, а Юра Давыдов показал мне несколько аккордов…»
Сергей Попов («Красные Дьяволята», ныне - «Алиби»): «У меня дома был ламповый приемник «Мелодия», а в этом приемнике имелся коротковолновый диапазон, который не так давно разрешили, и по ночам я слушал разную музыку, в основном это было итальянское е-е-е, ча-ча-ча, твист. И вот 14 сентября 1964 года в 11 часов вечера по радиостанции «Немецкая волна» я впервые услышал The Beatles . Это был эмоциональный и интеллектуальный шок, который ни до, ни после я больше не испытывал. Я стал собирать записи The Beatles , по возможности их слушать, и если я дорывался до магнитофона, то мог сидеть около него часами. И еще я страстно хотел иметь электрогитару, хотя по большому счету еще не представлял себе, что это такое. У нас в Дубне гитары продавались в спортивном магазине на Центральной улице, и на них, я помню, было написано: «Гитара гавайская электрическая» Я тогда просто не знал разницы между гавайской гитарой электрической и нормальной электрической гитарой. Шпаной я был изрядной, и как-то ко мне подходит мой знакомый такого же рода, но только постарше и поавторитетней, и ласково меня спрашивает: «Сережа, а что ты больше всего хочешь иметь в этой жизни?» - «Ну, естественно, электрогитару!» - «Нет проблем. Но нужно кое-что сделать». Оказалось, что «кое-что сделать» - это подобрать ключ к подвалу школы, где хранились достаточно дорогие для того времени магнитофоны «Яуза», «Комета», «Тембр», и в какой-то вечер постоять «на шухере». Поразмыслив, я от этой идеи отказался, но как-то он подошел ко мне в темном подъезде и, вертя в руках небольшой острый ножичек, сказал: «Молчи!» И с тех пор я молчал и еще никогда не рассказывал эту историю.
День и ночь я слушал The Beatles . Я начал их слушать с их роста, с 1964 года, и их развитие совпадало с моим развитием, я глядел на них и учился у них. В общем, как многие делали в то время: брал гитару и просто подбирал их песни. Лично меня The Beatles спасли от тюрьмы. Я был изрядным хулиганом, имел массу приводов в милицию, но когда под их влиянием я увлекся музыкой и взял в руки электрогитару, то забыл и улицу, и ту компанию, в которой находился».
Владимир Полонский , барабанщик вокально-инструментальных ансамблей «Веселые Ребята» и «Самоцветы», признавался: «Я должен сказать The Beatles спасибо за то, что они увели меня со двора. У нас был хулиганский двор, и многие мои товарищи, с которыми я играл во дворе, вскоре оказались в тюрьме. Я избежал этого только благодаря The Beatles...»
Звуки « Hard Days Nights » стали паролем, по которому любители биг-бита узнавали своих. Музыканты популярной в столице в конце 60-х группы «Аргонавты» Георгий Седов и Игорь Крутов рассказывали, что они встретились и решили делать свой ансамбль именно благодаря этому знаменитому «битловскому» альбому. «Мы познакомились, - рассказывал Игорь Крутов, - в 1964 году, когда учились на первом курсе Московского инженерно-физического института. Тогда мы все были физиками и презирали лириков. На каком-то сейшене я услышал музыку, которая мне очень понравилась. Я просто обалдел от нее и попросил переписать и кайфовал под нее страшно, но только не знал, что это за музыка и кто ее исполняет. И вдруг в перерыве между лекциями по военной подготовке я встретил человека, который стоял у окна и пел ту волшебную песню, которая так потрясла меня. Я начал подпевать, и вдруг этот человек начал мне делать второй голос, чем меня категорически убил. А потом мы вместо лекций смотрели толстый журнал, который был у моего нового друга Горика. Этот журнал назывался « Golden Beatles », и в нем были напечатаны все тексты и гитарные аккорды песен, которые The Beatles к тому времени успели записать. И вот мы, стоя у окна, пели эти песни в хронологической последовательности, как они были написаны, вместо того, чтобы заниматься начертательной геометрией или осваивать какие-либо другие науки...»
В том же 1964 году Игорь Крутов и Георгий Седов организовали группу, которая получила название по именам участников - «Гарик и Горик». Первое выступление нового ансамбля состоялось в английском клубе Московского инженерно-физического института. Игоря Крутова и Георгия Седова, игравших на простых акустических гитарах, сопровождал их однокурсник - контрабасист Юрий Андреев. Ансамбль «Гарик и Горик» стал предтечей популярной московской группы «Аргонавты».
Немало романтиков находилось и среди взрослых, недаром «битловская» песня « Can ’ t buy me Love » некоторое время служила маяком для самолетов, которые заходили на посадку. Алексей Романов вспоминал, что неоднократно опаздывал в школу, так как не мог оторваться от радиоприемника, разучивая эту песню.
Вскоре на той же волне была организована радиостанция «Маяк», в основу вещания которой были положены новости, звучавшие каждые полчаса, и современная музыка.
Кстати, к тому времени относится и легенда о том, что The Beatles спели «Калинку» с Людмилой Георгиевной Зыкиной, которую повстречали в парижском ресторане. Некоторые люди утверждают, что об этом неожиданном концерте рассказывала сама Зыкина, причем с очевидной теплотой в голосе.