Из-за пандемии мы больше года не ходили в театры и на концерты. Теперь театры снова работают, и можно понемногу возвращаться к обычной жизни.
Любимую оперу «Евгений Онегин» мы слушали несколько лет назад в Мариинском театре. Это была великолепная во всех смыслах постановка! Было интересно сравнить этот спектакль с постановкой «Евгения Онегина» в Михайловском театре.
Михайловский театр (по меркам театров оперы и балета) – небольшой. Он уступает в размерах и по количеству мест в зрительном зале историческому Мариинскому театру и, тем более, Мариинскому 2. В советское время он так и назывался: Малый театр оперы и балета. Но малый он только по размерам, а не по значимости. Создавался он как Императорский театр, в советское время носил звание академического и сейчас это – один из лучших театров России и, наверное, мира.
Здание театра построено по проекту архитектора А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева на площади Искусств рядом с Михайловским дворцом – резиденцией великого князя Михаила Павловича.
А теперь о спектакле «Евгений Онегин» в Михайловском театре. Несмотря на ограничения, зрительный зал был практически полон. За ковидный 2020 год люди соскучились по театру, и у большинства было приподнятое, радостное настроение.
Спектакль ставил украинский режиссер Андрий Жолдак. Сам о постановке спектакля он пишет так: «Я известен своим радикализмом в работе с материалом… Мне хочется сделать тонкий психологический спектакль, но с отблесками дыхания Ван Гога и Рабле, в котором имелся бы выход в метафизику.»
Что он подразумевал под метафизикой, неясно. Но во время спектакля актеры постоянно толкаются и таскают друг друга по сцене. На балу Ленский с Ольгой исполняют фигуры то ли твиста, то ли чарльстона. Центральным предметом декорации, которая, кстати, во все время спектакля остается неизменной, служит большой холодильник, из дверки которого постоянно что-то возникает. То из него вылезает карлик, то из него достают большие куски льда и с остервенением колют их на сцене.
Месье Трике во время исполнения своих куплетов взрывает большую петарду. По сцене то катают множество шариков, то расставляют пустые трехлитровые банки. Во время дуэли застреленный Ленский падает в заблаговременно подтащенный секундантом футляр от больших часов, видимо олицетворяющий гроб, а Онегин начинает лить на него из трехлитровых банок что-то белое вроде молока. Это выглядело так комично, что несмотря трагичность ситуации, в зале раздался смех. Много происходит всяких действий, отвлекающих от музыкальной основы спектакля.
Режиссер, видимо, считает, что зрители приходит на спектакль с целью разгадывать смыслы, заложенные им в символические действия. Но мы-то хотим просто насладиться гениальной музыкой Чайковского. К счастью, она в спектакле сохранилась. Солисты, хор, оркестр были великолепны. И как режиссер ни пытался испортить великую оперу Чайковского, но он не смог этого сделать.
Все фотографии – авторские. Не забывайте ставить лайк.