Найти в Дзене

Музей, который произвел на меня самое сильное впечатление

Музей переселенцев XX века в Ухте в республики Коми - самый искренний и честный музей, который впечатляет

Меня часто спрашивают, какое из всех увиденных мест мне больше всего запомнилось, что я считаю самым-самым? Ответы у меня часто получаются разные, в зависимости от настроения и эмоций в данный момент - когда-то вспоминаются природные красоты, когда-то рукотворные, но не менее прекрасные места, а когда-то люди, которые мне встретились на пути и сделали это место особенным. В этот раз мне хочется рассказать про небольшой музей в республики Коми, на который я наткнулась совершенно случайно, но который произвел на меня сильнейшее впечатление, - Музей переселенцев XX века в Ухте.

В Ухту я впервые приехала в 2014 году по работе - меня пригласили на туристический форум. Деловая программа была довольно плотная, но в самом начале всем дали немного времени, чтобы отдохнуть после самолета, а я вместо этого помчалась осматривать город. Сам город тогда произвел довольно унылое впечатление, но, прогуливаясь по главным улицам, я случайно заметила между домами во дворах достаточно необычное сооружение - среди гаражей выглядывал вагончик с профилем советского деятеля и табличками "Собственность Ухтинского комбината" и "пр. Ленина". Рядом с вагончиком было множество странных деталей - грядушка от старой железной кровати, клумбы в чугунных горшках, скульптура медведя, висящий на столбе кусок рельсы. Посмотрев по карте, что в этом месте находится "Музей переселенцев XX века", я уверенно свернула в подворотню.

Возле гаражей сидели мужики и что-то ремонтировали. Увидев меня, они тут же повернулись - показалось, что посетители заглядывают сюда не так часто. Оказалось, что музей работает всего один день в неделю и всего 5 часов - в субботу с 10 до 15. "А Вы издалека приехали? Сейчас мы позовем, может, и удастся показать".

Через какое-то время из-за гаражей вышел большой седовласый мужчина в простой рабочей куртке. Это и был создатель музея, его директор и единственный экскурсовод - Виктор Васильевич Моор. Несмотря на то, что была совсем не суббота, а всего лишь среда, он бросил все свои дела и, извинившись за свой рабочий вид, он тут же предложил все показать и провести экскурсию.

Виктор Васильевич Моор рядом с музеем
Виктор Васильевич Моор рядом с музеем

Кстати, все экскурсии в музее бесплатные - Виктор Васильевич настолько увлечен своим делом, что не ставит себе цели на этом заработать. Создателю музея очень хочется, чтобы о жизни переселенцев узнало как можно больше людей - чтобы эта часть истории не забылась. Все экспонаты музея Виктор Васильевич собирал сам - ездил по заброшенным деревням, ходил по домам в поисках старых предметов и расспрашивая у хозяев их историю.

Это очень личная история и от этого очень искренняя и настоящая: Виктор Васильевич - потомок переселившихся немцев - родился в поселке Зеленоборск, который появился на месте лагерей (там заключенные строили Северную железную дорогу). Его детство прошло среди деревянных бараков, и он еще тогда находил среди землянок старые личные вещи заключенных и сохранял их. Со временем увлечение стало только сильнее, найденных вещей становилось все больше и появилась идея показывать свою коллекцию не только друзьям и знакомым, но и всем, кто приехал на Север. Так, в 2009 году Виктору Васильевичу удалось воплотить свою мечту и открыть свой музей в Ухте. Коллекция разместилась в небольшом вагончике "теплушке" и соседней водонапорной башне, больше напоминающей гараж.

У нас музей маленький, но вещи большие. Многое, что не поместилось, мы вынесли на улицу - по сути, здесь все - и сам вагончик, и рельсы, и даже вот этот медведь - это музейные экспонаты.

Истории многих экспонатов, конечно, давно утрачены - такое было время, что думали не о том, как сохранить какие-то вещи, а о том, как выжить. Хотя на каких-то лагерных предметах даже выбиты фамилии - сейчас не всегда удается восстановить, кто были эти люди, но они точно не хотели, чтобы о них спустя сто лет полностью забыли. И Виктор Васильевич по крупицам пытается восстановить человеческие истории через предметы. Хотя информации на эту тему очень мало, эта страница истории словно вырвана и музеи, посвященные этой тематике и рассказывающие об этом периоде честно и без пафосных прикрас, можно пересчитать по пальцам.

Мне очень запомнился старый немецкий патефон 1938 года - до сих пор он находится в рабочем состоянии. Виктор Васильевич включил его, пластинка зашуршала, выдавая песню «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой» - это были какие-то невероятные ощущения - слушать старую пластинку на патефоне в тесной деревянной "теплушке".

Трофейный немецкий патефон 1938 года до сих пор работает
Трофейный немецкий патефон 1938 года до сих пор работает

Все предметы Виктор Васильевич разрешает трогать и, наверное, поэтому, впечатления от посещения маленького тесного вагончика оказываются такие сильные. Ты словно погружаешься в то время, представляешь жизнь этих людей, выброшенных в холодный и неприспособленный для жизни лес. Они не выбирали это место для жизни, но оказались здесь. Кто-то выжил, а кто-то бесследно исчез, оставив после себя лишь жестяную кружку или протертые сапоги. На каких-то вещах сохранились надписи с именами владельцев или создателей. Виктор Васильевич достает топор с высеченной на нем фамилией "Дорогов". Кто был этот Дорогов? И остались ли у него потомки? Вспоминает ли кто-нибудь о нем?

-3

С предметами "лагерного" быта тесно соседствуют и советские экспонаты - пионерские значки, барабаны, первая советская бритва и электроплита, прикрученная к чайнику - предок современных электрочайников. На первый взгляд может показаться, что в вагончике царит хаос, настолько много различных предметов в достаточно тесном пространстве. Однако в расположении есть своя логика - военные предметы в одном углу, лагерные - в другом, советская атрибутика - отдельно. Места, конечно, сильно не хватает, но Виктор Васильевич может легко и быстро найти любой предмет.

Музей переселенцев  XX века внутри
Музей переселенцев XX века внутри

В "теплушке" довольно много разных чемоданов. Виктор Васильевич хотел сделать отдельную выставку про чемоданы - символа дороги и бесконечных переездов. Я не знаю, удалось ли воплотить эту идею, но мне кажется, это было бы очень сильно.

-5

Этот музей совершенно не похож на все, что я видела раньше. Он довольно маленький, местами очень хаотичный и не системный, в чем-то, возможно "неправильный" (с точки зрения историков, которые вряд ли бы разрешили трогать экспонаты всем подряд и включать старый патефон ради одного случайно забредшего туриста). Но этот музей такой настоящий и искренний.

После первого посещения я еще долго ходила под впечатлением, рассказала о музее коллегам с форума, и мы пошли туда второй раз уже группой. Виктор Васильевич с не меньшим вдохновением провел экскурсию - получилось совсем по-другому, в поле зрения попадали другие экспонаты и всплывали другие истории. Я поняла, что такие экскурсии - это и в какой-то мере импровизации, которые звучат всегда по-разному, во второй раз слушаешь экскурсовода как в первый, настолько много новых подробностей он может рассказать. Да, здесь во многом не хватает упорядоченности, но здесь есть гораздо больше.

Я любитель, а не профессиональный музейщик. Я делаю это больше для себя - потому что чувствую, что это правильно, что это нужно сохранять и об этом нужно рассказывать. И мне нравится, что музей именно такой, здесь есть изюминка - это свобода.

Тогда я пообещала, что обязательно расскажу об этом музее широкой аудитории, чтобы о таких местах узнало как можно больше людей. История вышла в сильно урезанном виде и немного не так, как я хотела. Теперь мне захотелось рассказать об этом музее так, как я почувствовала. Надеюсь, это получилось.