«Вальц создает спектакль из шуршания босых ног по полу, звука ритмических шагов, свиста воздуха от рассекающих его жестов и падающих тел…»
Смирнова-Гриневич Н.
Саша Вальц – хореограф, танцовщица и режиссер. Сегодня театр Вальц – феномен больше музыкального мира. Её опыты в направлении «хореографических опер» – «Дидона и Эней», «Медея», «Мацукадзе» и другие – уже являются признанными шедеврами.
Но существует еще одно направление деятельности балетмейстера: масштабные хореографические перформансы на открытии новых музейных площадок.
Саша Вальц разработала импровизационный формат «Диалоги» в начале 1990-х в Берлине. В них она практиковала новые хореографические подходы. Вместе с Йохеном Сандигом она основала танцевальную компанию Sasha Waltz & Guest.
Вскоре она расширила концепцию «Диалогов», включив в нее танцевальные реакции на архитектуру. Представьте, в только открытом реконструированном здании Нового Музея в Берлине 10 000 человек бродят из зала в зал, следуя за танцующими перформерами. Именно такой проект осуществила в 2009 году труппа Вальц, назвав его: «Диалог 09 – Новый Музей». В том же году спектаклем «Диалог 09 – МАХХ I » открылся музей МАХХ I – национальный музей искусства 20 века в Риме.
Серия «Диалогов» Вальц – это взаимодействие архитектуры, музыки, танца, и, конечно, зрителей. Её можно описать как «концептуальное исследование эмоционально заряженного и информационно насыщенного поля, ставшего на время сценической площадкой» [1]. Если простыми словами – танец за пределами привычной сцены, да еще в таком мощном по энергии месте как музей, дарит нам опыт невероятного прочтения, казалось, знакомых элементов.
Набрав в поиске «Диалог 09» можно посмотреть полноценный фильм-сюиту, порой дающий некоторые ощущения присутствия и участия в проекте.
Каждый новый зал – новая хореография, новые движения и новые акценты. Особенно ярок оммаж египетским фрескам и бюсту царицы Нефертити. Само здание несет в себе особое послание – «раны» на его теле, оставшиеся после разрушительной войны, добавляют новые грани восприятия хореографии.
Интересно взаимодействие с колоннами музея, которое становиться важным уже на уровне называния. Музей – «здание с колоннами», но как внезапно в эту языковую, а, значит и смысловую системы врывается движение, разрушая все стереотипы в самих основаниях. Танцовщики среди колонн устраивают игры во времени и со временем, по-другому – прятки в ткани истории.
Танцовщики – не тривиально «ожившие статуи», они дышащие гости, не претендующие на замену или подмену. Два мира – статики и динамики – встретились, чтобы создать нечто в процессе, а не законченного гибрида. Танец и музей не стали одним целым, они вступили в диалог и также из него вышли.
Особенно сильный момент фильма – кружение девушки в широком черном платье около центральной лестницы музея. Такой детский первоначальный элемент. Кружение как вечное возвращение, и сам круг как законченная бесконечность.
Движение становится вездесущим – пол, стены, проемы окон, выступы. Несмотря на пространственную раздробленность, появляется ощущение целостности, законченности высказывания, его самодостаточности. Хотя об этом можно судить лишь по фильму. В конце происходит соединение всех перформеров на одном месте, в точке, на которой сошлись все линии.
Зрители на протяжении всего перформанса могли свободно наблюдать за рассыпанными в пространстве фигурами и композициями.
Стоит сказать, что помещение элитарного искусства на демократическую площадку, выведение танца в музей или другое здание – лишь первый круг задач, которые ставит перед собой Саша Вальц. Её размышления о физической сущности тела, о смерти, о душе ищут разные формы выражения, и за каждой хочется наблюдать.
[1] Смирнова-Гриневич Н. Концептуальный театр Саши Вальц // Вопросы театра, 2014
Балетный критик Элина Белая, автор арт-объединения "Это спектакль"