Найти тему
Валентин Павлов

Маркиза Изабелла де Зсте- Гонзаго на портрете кисти Леонардо да Винчи после 500 лет инкогнито

Маркиза Изабелла де" Эсте -Гонзаго (1474-1539) "Примадонна Возрождения"
Маркиза Изабелла де" Эсте -Гонзаго (1474-1539) "Примадонна Возрождения"
Джулиано 2 де Медичи (1479-1516)
Джулиано 2 де Медичи (1479-1516)

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {m

- 22 -

Изабелла де Эсте-Гонзаго. Наша версия- «в десятку »

Маркиза Мантуанская Изабелла де Эсте (1474-1539) с 1490 года-Гонзаго через своих осведомителей постоянно отслеживала местонахождение гения Леонардо Да Винчи. Мысль заполучить свой портрет по эскизу, выполненному 13 лет тому назад у неё в замке, или любую другую картину этого прославленного мастера не покидала её. Узнав о возврате кланом Медичи 1 сентября 1512 года власти над Флоренцией и надеясь встретить там Леонардо, она направляется туда (180 км), якобы познакомиться с местной культурой и достопримечательностями. Муж Изабеллы маркграф Франческо Гонзаго (1466-1519) не препятствовал жене. В 1512 году он вернулся домой из военных походов заражённый сифилисом и сидел в своём замке, корчившись от «французской болезни».

Статус Изабеллы и придворный этикет обязывал по прибытии в 1513 году во Флоренцию представиться правителю капитану-генералу Флорентийской Республики Джулиану II Медичи. Ему 34 года, ей 39 лет. Она была видная и высоко эрудированная женщина, получившая прозвище « Дама Возрождения». У них завязался роман, помешавший её встречи с маститым художником, к которому она приехала. Вскоре Папа Лев Х потребовал прибытия Джулиано в Ватикан. Изабелла- это та женщина, о которой позже скажут: « Донна из Флоренции последовала за Джулиано Великолепным в Рим (220 км), где по его желанию Леонардо да Винчи написал её портрет в 1514/1515 году».

В Ватикане любовные встречи Джулиано II и маркизы Изабеллы проходили тайно в отдельных апартаментах дворца Бельведеро. Для посторонних и любопытных Изабелла ходит сюда позировать художнику , с которым знакома со дня венчания сестры Беатриче с Лодовико Сфорца 17 января 1491 года. От Леонардо требуется до конца сеанса Джулиано с Изабеллой сидеть за мольбертом в позе портретиста за работой. Но в отсутствие перед глазами натурщицы в лице Изабеллы, Леонардо не начинает писать её портрет. У Леонардо появляется возможность написать по просьбе начальника папской канцелярии Бальдассаре Турини из Пеши небольшую картину,изображающую Богоматерь с младенцем на руках. Историк Джорджо Вазари это подтверждает. Изабелле очень хочется пополнить свой « кабинет редкостей»в Тротто работой Леонардо да Винчи и она , думая что художник не ослушался гонфалоньера Джулиано, просит magistro дать ей то произведение, которое он написал за время, когда она занималась любовью. Художник ответил ,что написанная им картина ушла к датарию Папы ЛьваХ. Изабелла разочарована, но тут уж или портрет или « морковка ».

Стремясь «дожать» Леонардо, Изабелла апеллирует к Джулиано, мол прикажи. И патрон поручает написать портрет Изабеллы с натуры и не распространять сведения о ней. Но Леонардо уже обременён поручением Джулиано написать картину «Леду» со сроком исполнения 31 декабря 1514 года.. В первых числах января 1515 года Джулиано поедет во Францию жениться на 17-летней Фелиберте Савойской, кузине короля Франциска 1 Валуа. Джулиано собирается подарить эту картину королю, теперь как своему родственнику по линии жены. Леонардо с поклоном отвечает, что две достойные его имени картины он до конца года написать не сможет. И спрашивает : «Кого писать, Леду или Изабеллу?». «Своя рубашка ближе к телу» и повелитель отвечает: «Пиши Леду». А Изабелла, «потянув пустой номер» отбыла в Мантую (470км) праздновать Рождество Христово и Новый год в кругу своей семьи.

4 января 1515 года Джулиано отправился к невесте в Савойю с подарками. Говорят, что его сопровождал Леонардо ( Рим – Савойя 320км, Рим –Париж 1000 км). Нагая «Леда» королю понравилась настолько, что он дал Джулиано титул герцога Немурского и стал примерять своего нового родственника на Неаполитанский трон. «Леда» побывала в Фонтенбло, в Версале, в Тюильри, а потом пропала. Последний раз она упоминается в истории в 1694 году.

В 1515 году в спокойной обстановке Леонардо , разыскав свой экземпляр эскизного наброска головы Изабеллы де Эсте, сделанный на пергаменте карандашом в январе 1500 года в Мантуи, написал с него в 1515 году в Ватикане полноценный портрет маслом на холсте размеро 61 х 46,5 см. Здесь она с пальмовой веткой в руке. Интересно, набросок «Монна Лиза», сделанный им в 1503 году первоначально тоже был с веткой в руках.

Контакт Леонардо да Винчи и Изабеллы де Эсте-Гонзаго в 1514 году не «притянут за уши». Он действительно имел место. Подтверждён профессором Карло Педретти, руководителем Центра Леонардо Калифорнийского университета .

По нашему твёрдому убеждению именно этот портрет в числе трёх других портретов Леонардо да Винчи показал 10 октября 1517 года в ле-Клу кардиналу Луаджи Арагонскому и его секретарю дону Антонио де Беатис. На вопрос секретаря: «Кто на портрете?» Леонардо зная, что чета Гонзаго жива и чтобы не скомпрометировать маркизу Изабеллу, ответил уклончиво: « Донна, написанная с натуры по желанию Джулиано II Медичи».

Во время проведения весенних 1518 года срежессированных Леонардо да Винчи празнеств в Амбуазе в честь короля Франциска 1(1494-1547), находящегося три года у власти, и по случаю рождения в семье первенца Франциско III (1518-1536) из художественной мастерской во дворце Ле – Клу под шумок исчезли три картины, показанные кардиналу Луиджи де Арагона 10 октября 1517 года. На одном из празднеств в массовке видели Салаи, который, по идеи, должен был находиться в Милане (950 км). Он был в женском платье, но его выдали мужские мускулистые ноги. Есть предчувствие, что Салаи причастен к пропаже портретов. Действовал он с ведома Леонардо да Винчи и Франческо Мельцы или без-мы не знаем. Шум никто не поднимал, учитывая, что кража или продажа этих произведений искусства могла быть в интересах короля-благодетеля.

То, что у Салаи «рыльце в пушку» говорит тот факт, что после

убытия Леонардо осенью 1516 года в Амбуаз, Салаи несколько раз ездил во Францию продавать свои ( а возможно и те, что он ранее « увёл» у учителя) картины. Писатели Shell and Sironi , 1992 упоминают документ, согласно которому мессир Салаи получил в королевском замке Блуа более 6000 лир за «некие расписанные доски», предоставленные королю Франциско 1 Валуа.

Поговаривали, что Салаи после смерти Леонардо да Винчи неоднократно бывал в Амбуазе, где в окружении короля добывал политическую информацию и сливал её за плату в Париже Джованни Баттисте, агенту герцога миланского Максимилиано Сфорца (1493-1530).

- 23 -