Около двадцати лет назад в южном городе N со мной связался молодой человек (ему было всего шестнадцать лет) и попросил о встрече.
Мы встретились в кафе. Он привел с собой дедушку, который, не откладывая в долгий ящик, объяснил, что является очень богатым человеком в городе и хочет издать книгу внука.
Шестнадцатилетнее дарование написало фэнтезийную книгу о мальчике-чародее, который был сиротой и вдруг попал в школу магии. Там он обучался магическому мастерству, боролся со злом, разгадывал тайну смерти родителей, в общем всячески походил на другого известного персонажа
Книга, говорил дедушка-миллионер, настолько хороша и интересна, что люди обязательно раскупят ее миллионными тиражами. Надо только понять, сколько берет издатель за публикацию.
Когда я сообщил, что издатель денег не берет, а только оценивает качество книги и принимает решение издавать или нет, дедушка не поверил. Шестнадцатилетнее дарование же сообщило, что отправляло книгу куда только можно, отовсюду пришел ответ, что книга плохая, но были намеки на то, что издатель не прочь получить плату за публикацию.
Меня же попросили прочитать книгу (как человека, разбирающегося в искусстве), оценить ее потенциал и провести переговоры с издателями на предмет публикации. Книгу, распечатанную на бумаге, пришлось взять - слишком уж дедушка был настойчив - но мне хватило ума ничего не пообещать взамен.
Первая часть фэнтезийного романа полностью копировала «Гарри Поттера», вплоть до выдуманной игры и сюжетных перипетий. Написано все это было не то, чтобы плохо, но примерно на уровне шестнадцатилетнего школьника.
Я осилил половину книги, затем связался с юным дарованием и его дедушкой и объяснил, что такой роман, увы, никто и никогда не издаст. Ни бесплатно, ни за деньги.
Дедушка был в бешенстве. Он долго кричал, что деньги решают всё, что я ничего не смыслю в литературе, а его внук станет мировой знаменитостью (и тогда я, видимо, должен буду расплакаться крокодильими слезами от ощущения собственной бездарности). Мы расстались на волне взаимной неприязни.
Через полгода тишины дедушка вдруг объявился вновь. Он торжественно принес мне газету «Аргументы и факты» местного масштаба, где на центральной странице красовалась огромная хвалебная статья о шестнадцатилетнем вундеркинде из города N . Статья была целиком посвящена выпуску пятитысячного тиража фэнтезийного романа о мальчике-сироте. Автор статьи рассыпался в комплиментах, называл писателя «открытием» и «мастером слова», намекал на скорое получения всяческих литературных премий и контракт на производства сериала.
Мне была вручена и книга, как доказательство недальнозоркости и глупости. Правда, беглым взглядом библиотекаря я тут же обнаружил отсутствие ISBN -номера и названия издательства. В общем и целом, выяснилось, что книга была отпечатана в местной типографии за счет богатого дедушки. Статейка в газете тоже оказалась куплена, как и сюжет по местному телеканалу.
Дедушка развез книги по библиотекам и даже попытался продать часть тиража через собственную сеть обувных магазинов. В центральном торговом центре была организована шумная презентация с алкоголем и приглашенными певцами. Пару дней шум вокруг книги стоял ощутимый.
Как думаете, что было дальше?
А ничего. Про автора и его книгу забыли через неделю.
Нераспроданный тираж до сих пор то и дело всплывает на рынках города N , как непотопляемое доказательство того, что мало иметь много денег, нужно еще уметь хорошо писать.