В последнее время как-то так складывается, что за Оскаром следить не особенно интересно - куда больше симпатии вызывают номинанты и победители фестивалей независимого кино и небольшие местечковые конкурсы. Тем не менее, в 2020 статуэтки получили весьма интересные фильмы, два из которых вполне можно отнести к "авторскому кино" - речь об "Однажды в Голливуде" Тарантино и "Паразитах" - первом фильме из Южной Кореи, удостоившемся Оскара.
Кстати, сам Пон Чжун Хо, режиссер "Паразитов" рассказал в одном из интервью, что выступает против жанровых классификаций и деления кино на "жанровое" и "авторское". Он счёл лучшим комплиментом, когда кто-то из критиков описал жанр "Паразитов", как "пончжунхо".
Грядущая церемония также обещает награды весьма интересным фильмам, по крайней мере список номинантов достаточно интересный. Разберём их.
Номинанты на звание лучшего фильма 2020 года:
Отец
Драматическая комедия или комедийная драма - жанровое определение можно отдать на откуп конечному зрителю (или можно прислушаться к Чжун Хо в цитате чуть выше) - в ходе которой разыгрывается важная карта конфликта поколений и тема отцов и детей. Блистательный Энтони Хопкинс играет отца, погружающегося в болезнь, которая грозит ему потерей реальности, а не менее блестящая Оливия Колман исполняет партию дочери, цель которой - найти отцу подходящую сиделку перед отъездом из Лондона в Париж. Герой Хопкинса не намерен мириться со старостью и наймом "няни", но и героиня Колман не желает отступать. Конечно, у каждого есть свои истинные цели и скрытые мотивы, которые героям предстоит осознать в этой крепкой семейной драме, завернутой в хорошую добрую комедийную обложку. Фильм вырос из успешной театральной постановки, он не напыщенно тяжелый, в нём есть юмор, но есть и мощный посыл. Конечно, повышает шансы получить Оскар для фильма наличие социальной канвы - освещение старческих болезней и расстройств сейчас очень важная и тенденциозная тема.
Оливия Колман номинирована за свою игру на "Лучшую актрису второго плана", и, вероятнее всего, она получит статуэтку. Сэр Энтони Хопкинс номинирован на "Лучшую мужскую роль", и это - его серьёзный шанс получить свой второй Оскар после награды за роль Лектера в "Молчании ягнят" в 1992. "Отец" также получил номинации за "лучший адаптированный сценарий", "Лучший монтаж" и "Лучшую работу художника-постановщика".
Иуда и чёрный мессия
Полагаю, прочитав название следующего претендента, вы можете сами догадаться, что эта картина, в силу присутствия социальной канвы, не могла не попасть в лист конкурсантов. Фильм отчасти перекликается с драмой Соркина "Суд над Чикагской семеркой", который вы также увидите в списке. В том самом суде фигурировал некто Фред Хэмптон, лидер движения Чёрных пантер - активной социальной группировки, боровшейся за равные права для афроамериканцев и осуществлявшей противодействие чересчур жестокому обращению полиции с представителями иной расы. "Иуда и черный мессия" рассказывает о личности Хэмптона куда подробнее - он является одним из главных героев наравне с Уильямом О'Нилом - печально известным информатором ФБР, который, будучи пойманным за угон авто, согласился внедриться в стан "Пантер", и по наводке которого была устроена облава на логово Пантер - в ходе этой операции Хэмптон был убит. Конечно, у режиссера были лучшие мотивы, однако, фильм однозначно имеет заведомо больше шансов на успех за счёт освещения остросоциальной темы.
Антагониста сыграл Лакит Стэнфилд, а лидера "Пантер" Хэмптона - небезызвестный Дэниэл Калуя, исполнивший главную роль в хорроре "Прочь". Оба актёра номинированы на Оскар 2021 за "Лучшую мужскую роль второго плана", и что-то подсказывает, что у Дэниэла Калуя есть все шансы забрать статуэтку.
Манк
Надо сказать, в этом году Оскар изобилует номинантами с документальной сюжетной подоплекой. Но если уже названные "Суд над Чикагской семеркой" и "Иуда и черный мессия" - вещи намеренно остро социальные, то новый фильм самого Дэвида Финчера - история биографическая. Но это лишь поверхностное ощущение, ведь через призму истории знаменитого выпивающего сценариста Германа Манкевича и создания им того самого сакрального сценария "Гражданина Кейна" Финчер не только и не столько стремится создать оммаж Голливуда золотой эры, сколько показать, как опыт пребывания в столь тяжёлом и хищном бизнесе становится грузом, избавление от которого даётся лишь через сублимацию всего этого в искомый сценарий. Персонаж Манкевича проходит через трансформацию героя с важной темой "ухода", когда его запирают в доме посреди пустыни и ставят задачу - создать сценарий "Гражданина Кейна".
Конечно, фильм был номинирован на премии "Лучший грим", "Лучшая работа художника", "Лучший звук" и "Лучший композитор" (со звуком и костюмами Финчер действительно очень морочился). Немного не ясно, почему фильм не получил номинации на "Лучший сценарий". Зато у Финчера есть шанс получить "Лучшего режиссера", как ни странно - впервые, ведь ни "Социальная сеть" ни "История Бенджамина Баттона" не принесли этой награды. Гари Олдман, в 2018 получивший Оскар за главную мужскую роль в "Темных временах", также номинирован. У него есть шансы, а вот у Финчера их, к сожалению, мало.
Минари
Американский режиссер с южнокорейскими корнями Ли Айзек Чун создал "Минари" - драму о семье корейских иммигрантов в Америке - не из воздуха. Эта история имеет автобиографические корни - в детстве семья Чуна перебралась из Атланты в фермерский Арканзас - здесь же герои переезжают из Калифорнии в тот же Арканзас и пытаются воплотить в жизнь американскую мечту. Заметьте, "Минари" - это не типовая драма об иммигрантах, которых не принимает общество и среда - это история семьи, осуществляющей своё право жить наравне с другими, и именно бытие крепкой семьей помогает героям стоять на ногах, пусть и на "чужой пока земле". Это история о том, что наши корни и наша опора - это близкие люди, которые готовы помочь и ждут того же в ответ. Несмотря на отличия, социальная канва в фильме всё же присутствует, что увеличивает шансы работы Чуна взять награду.
Чун также номинирован на "Лучшего режиссера", и у него есть шанс забрать награду за "Лучший оригинальный сценарий". Также "Минари" получил номинации на "Лучшую актрису второго плана" и "Лучшего актера".
Земля кочевников
Фильм, который уже получил "Золотой глобус" и "Золотого Льва" в Венеции, и, поверьте, у него есть все шансы забрать и Оскар. Фильм молодой постановщицы Хлои Чжао рассказывает о немолодой женщине, оставшейся без работы и денег после закрытия небольшого завода, и отправившейся в бесконечное путешествие в поисках сезонных работ и подработок. Сценарий, отсылающий к "Гроздьям гнева" Стейнбека, важная социальная тема с посылом о том, как тяжело людям после 50ти оправиться от такого удара, как увольнение, тема экзистенциального поиска и принятия себя, и прекрасная игра Фрэнсис МакДорманд делают "Землю кочевников" одним из главных претендентов.
Конечно, Фрэнсис номинирована на "Лучшую женскую роль", а Хлоя Чжао - на лучшего режиссера. Также в списке возможных наград - "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая работа оператора" и "Лучший монтаж".
Девушка, подающая надежды
Режиссерский дебют актрисы Эмиральд Феннел о мести на самом деле имеет довольно мало шансов, несколько теряясь на фоне конкурентов. Основная проблема фильма - как раз таки завышенные ожидания и надежды, которые на него возлагались критиками, плюс некоторая нечеткая сюжетная принадлежность, которая может озадачить. Но второе - это, конечно, и плюс, ведь Феннел удалось создать нечто экзотичное и не вторичное. Нет смысла сравнивать этот фильм о мести женщины мужчинам с "Я плюю на ваши могилы" или с чем-то вроде "Леденца". Этот фильм куда хитрее, и его твисты и повороты - тоже.
Главное украшение фильма - это, безусловно, игра замечательной Кэри Маллиган, и она, к счастью, удостоилась номинации на Оскар, которого она давно заслужила. Желаем победы! Эмиральд Феннел номинируется на "Лучшего режиссера", также фильм заявлен на "Лучший оригинальный сценарий" и "Лучший монтаж".
Звук металла
Пожалуй, эта драма с участием талантливого Риза Ахмеда - вторая после "Манка" картина, лишенная ярко выраженной остро социальной канвы. Несмотря на то, что она здесь присутствует, в "Звуке металла" на первый план выходит личная драма, как и в фильме Финчера. История барабанщика панк-металл группы, который с таким трудом справился с наркотической зависимостью, что стал несколько невротично оберегать себя от любых опасностей и неустанно следить за здоровьем. Однако, это не спасло его от приближающейся глухоты, и теперь этому сильному волевому человеку предстоит понять, хватит ли его воли, чтобы принять наступающую тишину и примириться с ней.
Риз Ахмед, конечно, номинирован на "Лучшего актера". Также картина получила номинации в категориях "Лучший актер второго плана", "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший монтаж", и, конечно, "Лучший звук".
Суд над Чикагской семёркой
Аарон Соркин является одним из самых ярких современных сценаристов, специализирующихся на биографических и исторических сюжетах. Его картины "Человек, который изменил всё", "Стив Джобс" и "Социальная сеть" получили массу наград и стали образцовыми примерами того, как можно подать реальную историю на экране так, чтобы за ней было интересно наблюдать. После удачного режиссерского дебюта 2017 года "Большая игра" Соркин взялся за постановку фильма с остросоциальным подтекстом - в основу "Суда над Чикагской семёркой" легла реальная история о судебном разбирательстве над несколькими активистами, которых обвинили в заговоре против правительства.
Саша Барон Коэн номинирован на "Лучшую роль второго плана" за участие в этом фильме, также фильм Соркина номинирован на Оскар за "Лучший оригинальный сценарий", "Лучшую операторскую работу" и "Монтаж" и за лучшую песню.
Как видите, номинанты на статуэтку вполне интересные, несмотря на то, что большая часть фильмов строго следует предписаниям по включению остросоциальных тем. Жаль, "Думаю, как всё закончить" не попал ни в одну номинацию, видимо Кауфману стоило наделить возрастных персонажей каким-нибудь редким заболеванием и сообщать об этом в лоб.
Ещё в Телеужин:
Три интересных триллера с закрученным сюжетом
Триллеры, попавшие в ТОП Кинопоиска - первая и вторая часть
Читайте обзор на три новых отличных триллера
Sound special - спецвыпуск о музыке в фильмах хоррор
Топ-5 фильмов и сериалов ужасов по версии Shudder