Творчество – это лучший вид деятельности людей. Оно даёт возможность заполнить нашу жизнь созиданием и медитацией. Творческий процесс лежит в основе не только произведений искусств, но и науки, техники, бизнеса и политики.
Творчество – это определенная мозговая активность. Но как оно рождается ?
Как его развивать ?
Ученые пока не могут уверенно назвать ни одного механизма, объясняющего рождение творческих способностей.
Но не всё так печально. Выяснено, что разные типы творчества требуют специальных когнитивных навыков. Для художника – это визуальное восприятие и пространственное мышление. Для музыканта – восприятие звука и моторные навыки, для учёного – семантическое мышление. По-видимому, существует также особая нервная система, играющая важную роль в творческих способностях. Ученые предполагают, что это сеть DMN – своего рода «режим по умолчанию», сеть функционально связанных областей, которая действует, когда мозг не сосредоточен на выполнении задачи, требюущей когнитивных усилий, и «блуждает» сам по себе. Поэтому когда ваш мозг «витает в облаках», не переживайте и не думайте, что тратите время зря. Это важно для генерации новых идей. Отметим еще одну функцию, которая прямо противоположна DMN , которая сохраняет фокус, обеспечивает внимание к деталям и фильтрацию стимулов.
В 1970-х годах получила популярность идея о важности в творчестве мозолистого тела – структуры, связывающей два полушария. Плотность нервных путей, соединяющих функциональные модули, влияет на способность обмениваться информацией.
На сегодня существуют две очевидные стратегии, позволяющие повышать креативность.
Первая стратегия – искусственное администрирование нейромедиаторов, которые участвуют в процессах, значимых для творчества. Это не что иное, как психоактивные вещества – распространенная практика среди музыкантов. Искусственные стимуляторы используют и студенты, исследователи. Они называются «академическим допингом», которые влияют на творческий процесс.
Вторая стратегия – использование стимуляции нервной активности слабым током. Этот метод стал популярным для изучения когнитивных функций. Через голову человека пропускают слабый ток, который воздействует на креативность, хотя эффект и невелик.
Наивно полагать, что для того, чтобы стать Моцартом достаточно найти волшебный ключик к мозгу.
Описанные стратегии способны затормозить действие функций когнитивного контроля и только временно повысить гибкость мыслительного процесса.
Обучение новым навыкам, их совершенствование и разнообразие наряду с благоприятной средой, обеспечивающей мозг новыми стимуляторами, - остаются главными условиями для развития креативности.