О досрочном расторжении контракта с директором МУП «Водоканал» Игорем Вылетком глава города Константин Светлаков заявил на своей пресс-конференции 15 февраля. Накануне отъезда из Березников Игорь ВЫЛЕТОК согласился пообщаться с «Новой городской» газетой.
– Игорь Борисович, спасибо, что согласились на беседу. Скажите честно, уезжаете с обидой?
– Нет, я был к этому готов.
– Глава города объявил о вашем уходе без объяснения причин такого решения. Сказал, мол, вы работаете последний день. Для всех это было полной неожиданностью. А для вас?
– Это право нового главы города. Правда, мы ни разу не виделись, он не приезжал в МУП «Водоканал», и меня ни разу не приглашали в администрацию города. Так что, мы не знакомы.
– На ваш взгляд, о чём это может говорить?
– Не знаю, наверное, о чём-то личном. Возможно, я слишком самостоятельный…
– Когда вас называют «правой рукой» Сергея Петровича Дьякова, как к этому относитесь?
– Скажу так, он мой учитель, старший товарищ, где бы по жизни он не шёл, я был рядом. И я этим горжусь. Это точно.
– Вы сказали «учитель». А чему он вас научил?
– Во-первых, он высоко порядочный человек при всех его определённых недостатках. Во-вторых, он своих никогда не сдаёт. Несмотря ни на что. Для этого его надо только предать.
– Вы считаете, это правильно?
– А что ж в этом плохого?
– Есть ещё и законы, которые люди из окружения Сергея Петровича могли нарушать.
– Ну, если бы это случилось, то такой человек вообще сидеть должен.
– Наверное, этот вопрос надо было адресовать не вам, а Сергею Петровичу, но, к сожалению, мы не смогли до него добраться…
– Он в городе, я его видел недавно. Хорошо выглядит, много ходит пешком, восстанавливается после перенесённого коронавируса.
– Вопрос вот о чём. Как вы считаете, первая срок его правления отличался от второго?
– Да, отличался. Я бы сказал, что во второй срок он стал более осмотрительным. И уже с плеча не рубил.
– Я сейчас озвучиваю общественное мнение: в период «позднего Дьякова» мэр не интересовался людьми, их мнением по поводу своей работы и работы своей команды, словно отрастил броню, не пробиться.
– Практически любое своё высказывание он привык заканчивать фразой «я сказал». Считаю, что это один из его недостатков. Но для меня это не составляло проблемы, я привык, умел себя вести, мы были одной командой.
– Согласны с тем, что он предпочитал авторитарный стиль управления?
– Да, преимущественно это было так.
– Для Березников это плюс или наоборот?
– Это профессиональное. Не забывайте, что Серей Петрович – человек с производства. Он много лет отработал в шахте и на очень непростых позициях. Поэтому привык принимать решение и брать на себя ответственность. В масштабах такого сложного производства, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы очень быстро, иногда в ситуации форс-мажора, принимать единственно верное решение? Представьте, всю степень его ответственности за людей, за производство. Вспомните техногенную аварию на первом руднике – кто тогда стал во главе ситуации и в итоге победил? Дьяков. Конечно, он был не один, рядом была команда суперпрофессионалов, учёных, но последнее слово часто оставалось за ним. Конечно, такой стиль жизни не может не откладывать отпечаток на характер. Кто знает, что такое крупное производство, тот меня поймёт. Наверное, и у меня это есть.
– Сергею Петровичу, да и вам тоже, важно положительное общественное мнение по поводу сделанного?
– В этом смысле я был всегда спокоен. На всех не угодишь, всем милым не будешь, а если переживать по поводу сказанного в соцсетях, никакого здоровья не хватит. Меня там нет, даже не регистрировался. Однажды зашёл ради интереса, понял, сколько там грязи и неправды, и навсегда закрыл эту тему для себя.
– То есть вы предпочитаете просто не обращать внимание?
– Да, именно так.
– На мой взгляд, самый большой вал негатива к Игорю Борисовичу Вылетку начался после того, как вы стали во главе МУП «Водоканал». Я имею в виду работу общественного транспорта. В первую очередь на вас ополчились все частные перевозчики.
– Ещё бы им не ополчиться! Для них встал вопрос сохранности их бизнеса, их доходов. С одной стороны, перевозки – это очень ответственный бизнес. Множество требований и ограничений, которые установлены законом. Но система выстроена так, что отношение надзорных органов к участникам рынка перевозок разное. Частных перевозчиков никто по-хорошему не проверяет, потому что если это сделать, большинству придётся закрыться. Это и вопросы безопасности движения, и трудовых отношений, и выполнение антитеррористических требований. Я уже не говорю про такую «мелочь», как уплата налогов…
С другой стороны этот бизнес достаточно лёгкий. В том смысле, что купил автобус, посадил туда водителя с кондуктором, и деньги к тебе потекли в тот же день. Ну, где ещё такое бывает?
– Наверное, в ЖКХ…
– Так там ещё деньги надо суметь собрать. Кстати, при мне мы подняли сборы платежей за воду от потребителей Усольского района, в том числе и репрессивными методами, по-моему, с 30 до 61 процента. Там жители вообще не привыкли платить. Плюс там же страшное воровство воды, всевозможные незаконные врезки… Там многое делалось по понятиям. Есть скважина, но нет лицензии. Есть лицензия, но земля не отведена. Земля отведена, но технический паспорт вообще с другой скважины. Ужас! Два года наводили там порядок. Подошли к черте, когда стало понятно, что, где и зачем делается. При мне краевое министерство тарифного регулирования установило тариф на воду для жителей бывшего Усольского района 76 рублей за куб. Это в несколько раз выше, чем для жителей Березников. Думаю, что нынешнему руководству «Водоканала» стоит добиваться субсидирования платы за воду, куда с такой экономикой…
– Если вернуться к общественным перевозкам, вы до сих пор считаете, что ставка на троллейбусы – это правильное решение?
– Да, уже в этом году был на совещании в краевом минтрансе, посвящённом перспективам городского общественного транспорта. Говорили о перспективах троллейбусных перевозок. К примеру, в Австрии, в районах исторической застройки, где узкие улицы, запустили троллейбусы.
– Чем это можно объяснить?
– Во-первых, более высоким уровнем комфорта и безопасности перевозок. Вес троллейбуса 15-16 тонн, автобус среднего размера – примерно 4,5 тонны. А знаете, почему небольшие автобусы выжимают из городов? Потому что на них хулиганить проще, они мобильнее, а на большом автобусе попробуй развернуться не там. Не получится. Муниципальный транспорт мы полностью оснастили системами диспетчеризации, видеофиксации, автоинформаторами. У частников ничего такого нет. Теперь им предстоит дотягиваться до заданного уровня.
И отмечу, что работа «Водоканала» заставила шевелиться не только перевозчиков, но и частные управляющие компании. Они увидели в нас конкурента. Как только собственники многоквартирных домов начинали обсуждать переход к «Водоканалу», так сразу управляющие компании начинали активничать. Обещать жильца отремонтировать подъезды или заменить дырявые трубы. Словно раньше им кто-то мешал это делать.
– Довелось побывать на одном таком собрании. Действительно, так и есть.
– Это нормально. В конечном итоге от обострения конкуренции собственники должны только выиграть – получить более качественную услугу.
– Правда, что в феврале конкурс на пассажирские перевозки был отменён прокуратурой?
– Конкурса действительно не было. Но прокуратура тут ни при чём. Администрация была не готова. Но «Водоканалу» тем не менее, администрация города предложила работать по-новому, добавив машины на маршрутах. А кого возить-то? Пассажиров-то нет. Всё надо делать одновременно: регулировать потоки пассажиров, закрывая параллельные маршруты, меняя число машин.
– Так сейчас и в троллейбусах пассажиров не густо.
– Там в среднем на рейс – 13 пассажиров. Они появятся, когда новая маршрутная сеть заработает в полном объёме.
– А может так оказаться, что года через полтора выяснится, что троллейбусы это очень дорого?
– Моё мнение, троллейбусы нормальный транспорт, перспективный. Для города самый подходящий, гораздо экологичней автобусов, даже несмотря на Евро-5.
– До «Водоканала» вы возглавляли управление капитального строительства. Я так понимаю, что Сергей Петрович всегда вас отправлял на проблемные участки.
– Работал в УКСе чуть больше года. Ужас, что там было. Я судов с подрядчиками выдержал больше, чем за всю свою жизнь.
– Почему?
– Потому что в работе УКСа не было никакой системы. Акты выполненных работ закрывались только через суды. Подрядчики злые, отношений никаких. В этом управлении было много случайных людей, со многими пришлось расставаться.
– Тогда, наверное, вы знаете, почему история с «Авангардом» надолго затянулась?
– Скажу так: я противник того, чтобы строить и ремонтировать сразу с десяток объектов. Не сделаешь и половины. Я за то, чтобы каждый год сдавать по объекту, вот тогда за несколько лет таких с десяток и наберётся. Не надо распыляться. Наоборот, требуется сосредоточие всех ресурсов. Документация может измениться, нормативы постоянно пересматриваются, это требует изменений проекта и так далее.
– А Сергей Петрович, как я понимаю, придерживался противоположной позиции: строим сразу много всего.
– Да, у нас были разногласия на этот счёт.
– Не могли переубедить?
– Нет. Он старше и главнее. «Я сказал» и всё.
– Поэтому и законсервировали спортивный лагерь «Темп»?
– Там сейчас всё плохо. Когда подрядчики пришли, я сразу понял, с кем имеем дело. У них ничего не было. Начали колесить по деревням, искать строителей, рабочих. Но расторгнуть контракт через суд мы не смогли. Арбитражный судья принял решение в их пользу. В конечном итоге они всё завалили. Теперь там всё разбирать надо и строить заново, там даже качество материалов не соответствует заявленному в проекте.
– Помнится, как на заседаниях комиссий городской Думы вы говорили о развале строительной отрасли в Березниках. Сейчас вроде оживать начинает.
– Что-то зашевелилось, но крупных компаний, трестов типа «Берехникихимстроя» уже нет.
– В Березниках можно эту отрасль возродить?
– Думаю, да. Всё дело в крепких хозяйственниках-организаторах и в получении заказов на строительные работы. Сейчас всё через конкурсы делается, конечно, это позволяет экономить бюджетные средства, но всему должен быть предел. Как говорят англичане, хорошее дешёвым не бывает.
– Вы как-то говорили о желании развивать в «Водоканале» и строительное направление.
– Мы даже начали это делать, потому что меня категорически не устраивала работа подрядчиков. Поэтому создали свою строительную группу, люди ко мне перешли из БШСУ, даже согласились на понижение заработной платы, лишь бы быть в коллективе со мной. И я этим гордился. Планировал с этой группой заходить в конкурсы, объявленные муниципалитетом, зарабатывать деньги для МУП «Водоканал».
– Сделать это предприятие многофункциональным – ваша идея?
– Моя, прежний глава меня поддерживал. Сейчас в «Водоканале» четыре дирекции, четыре направления деятельности: общественный транспорт, муниципальная управляющая компания, работа с концессионерами и поставка воды в присоединенные территории, а также дирекция главного инженера. Получался огромный синергетический эффект. Боюсь, что нынешнему руководству МУПа удержать это будет сложно, через год всё может развалиться.
– На протяжение трёх созывов вы руководили в Думе работой финансово-бюджетной комиссии. Помните, администрация всегда гордилась, что в конце года на счетах города оставались немалые суммы – по 400- 500 миллионов рублей.
– Конечно, это не очень хорошо. Но ведь это были не свободные деньги, просто отложенные, по разным причинам неисполненные обязательства по закупкам, по строительству и т.д.
– Вы много ездите по стране и миру. Березники – хороший город?
– Хороший, мощный. Моя малая родина.
– Чем из сделанного в Березниках особенно гордитесь?
– Личным достижением считаю строительство часовни у городского кладбища. С точки зрения организации процесса это был лично мой проект. Как и вложенных процентов на 70 средств. До этого храмов на березниковской земле лет 200 не возводили.
Беседовала Елена КАЗАКОВА, фото из архива редакции (опубликовано в "Новой городской" газете 4 марта)