Все больше компаний с оценкой выше миллиарда долларов проводят IPO , продолжая тренды 2020 года. Среди новичков много представителей азиатского региона – не только Китая, но и менее знакомых для инвесторов Индонезии, Таиланда, Вьетнама. Сегодня ИК «Фридом Финанс» расскажет вам о двух громких IPO , которые произойдут на азиатском рынке в ближайшее время, и даст оценку их перспективам.
Кого из азиатских единорогов ждать на фондовых биржах в ближайшее время
WeDoctor – онлайн-клиники, которые объединяют телемедицину и страхование. Сначала это был обычный сервис записи к врачу. Сейчас же он объединяет 4 направления: здравоохранение с услугами онлайн-консультаций, облачное хранение медицинской информации, страхование здоровья и фармацевтические услуги. К сервису подключены порядка 7 600 больниц и более 15 000 аптек по всему Китаю. По оценкам аналитиков, стоимость стартапа составляет $10 млрд. Подъем интереса в связи с COVID -19, большие прибыли за 2020 год и инвестиции со стороны Tencent Holdings привели к тому, что уже в марте 2021 года компания проведет IPO на Гонконгской бирже. Расскажем, что известно о компании перед листингом.
- В конце 2020 года компания привлекла около $400 млн от ряда инвесторов и более $1,34 млрд с момента запуска.
- В ходе первичного размещения компания планирует привлечь $700–800 млн.
- Сейчас стартап готовит заявку на IPO и ждет оценки активов, которые могут составить около $6,8 млрд.
Важно отметить, что IT -часть стартапа с облачным хранилищем данных о пациентах (1/5 часть населения Китая) не войдет в IPO . Ее выделят в отдельную структуру и не будут проводить по ней листинг по требованию правительства страны.
Traveloka – крупнейший стартап в Юго-Восточной Азии родом из Индонезии, изначально специализировавшийся на онлайн-продаже туров. Пандемия COVID -19 изменила подход к бизнесу: компания сосредоточилась на расширении возможностей своего мобильного приложения. Теперь Traveloka занимается доставкой еды, записью на косметические услуги, онлайн-покупками и (самое интересное) позволяет приобретать товары в долг. Поскольку 66% рынка Индонезии не охвачены банковскими услугами и электронными деньгами, развивать e -commerce в регионе сложно. Компания своей деятельностью облегчает кредитные сделки, предлагая покупать и оплачивать позже без участия банков. Расскажем, что известно о Traveloka перед листингом.
- Provident Acquisition и Cova Acquisition оценивают Traveloka в $5 млрд.
- Компания уже привлекла инвестиции в размере $750 млн со стороны Expedia Group Inc., сингапурского фонда национального благосостояния GIC, East Ventures, а также JD.com.
- В июле 2020 года компания привлекла еще $250 млн нового финансирования, чтобы поправить положение, нарушенное пандемией коронавируса.
Сейчас Traveloka готовится к листингу и ведет переговоры со специализированными компаниями по слиянию и поглощению (SPAC).
Другие единороги из Азии: как дела у тех, кто размещался раньше
Посмотрим, как сложилась судьба у других крупных компаний из азиатского региона, выходивших на биржу в 2018 году. Этот период мы выбрали не случайно, так как тогда случился ряд заметных IPO .
- Huya Inc (HUYA) – крупнейшая китайская стриминговая платформа для онлайн-трансляций игр и киберспортивных соревнований. В эту компанию инвестируют азиатские гиганты YY и Tencent. Дебютировала на Нью-Йоркской фондовой бирже 11 мая 2018 года. С этого момента по 8 июня того же года акции выросли на 90% с $12 до примерно $35. 11 марта 2021 HUYA торгуется на уровне $26,28 после падения с $34,01 (зафиксировано 12 февраля 2021).
- iQIYI Inc (IQ) – крупнейший сервис потокового вещания видео в Китае, на 70% принадлежит китайскому аналогу Google под названием Baidu. Компания вышла на американский рынок 29 марта 2018 года со стартовой ценой за акцию в $18,20, общий объем размещения составил $2,25 млрд. После первого дня торги завершились на отметке $15,55, но к 1 июня цена бумаг выросла до $32,30, более чем на 100%. 11 марта 2021 года акции iQiyi Inc стоят $27,69.
- Xiaomi Corp (1810) – один из крупнейших игроков на рынке мобильных технологий вышел на Гонконгскую биржу 1 июля 2018 года. Компания изначально была несколько переоценена. Предполагалось, что в первые торги Xiaomi привлечет $10 млрд, однако результат был вдвое меньше – $4,72 млрд. Старт торгов был со стоимостью за бумагу на уровне $17,60, однако после этого стоимость акций упала до $12,18 к 1 октября того же года. Сейчас, 11 марта 2021 года, цена акций Xiaomi Corp составляет $22,75.
- Pinduoduo (PDD) – китайская платформа электронной коммерции, которая предоставляет покупателям товары, игры, развлечения и интерактивные покупки. К концу 2019 года площадкой пользовались более 580 млн человек. Компания вышла на биржу NASDAQ 1 июля 2018 со стартовой ценой за акцию $22,59. К 1 сентября того же года их стоимость поднялась до $26,29. Сейчас цена бумаг компании составляет $162,40.
Не всегда радужно: остановка IPO Ant Group
Но не у всех в прошлом году получилось выйти на биржу. Скорее всего, вы знаете про компанию Ant Group , которая предполагала совершить IPO в 2020 году. Группе принадлежит крупнейшая в Китае платформа цифровых платежей Alipay . Ей пользуются более 1 млрд частных пользователей и еще 80 млн продавцов. К июню 2020 объем платежей на платформе перевалил за 118 трлн юаней.
Планировалось, что в октябре 2020 года Ant Group привлечет $34,5 млрд в ходе своего IPO . Оценка компании была на уровне $313 млрд. Но уже в следующем месяце Ant Group приостановила IPO сразу на двух биржах: Шанхайской и Гонконгской. По информации The Wall Street Journal , председатель КНР Си Цзиньпин лично потребовал приостановить этот процесс.
Ситуация прояснилась в декабре, когда Народный банк Китая приказал Ant Group сделать график ввода изменений и поправить свой бизнес. Также у Центробанка были претензии к тому, что у компании нет эффективного механизма управления, она не исполняет нормативы и участвует в регулятивном арбитраже.
Бум 2020: как в коронавирусный год взорвался рынок IPO
2020 год вообще был феноменальным для рынка IPO – поддалась планка двадцатилетней давности, связанная с бумом доткомов.
- Stock Analysis подсчитал , что на 30 декабря 2020 года на фондовых биржах США впервые разместили свои акции 480 компаний. Это на 106% больше, чем в 2019 году, тогда их было 233. И это рекордный показатель в XXI веке – предыдущее достижение равнялось 397 IPO за год.
- Bloomberg дал оценку IPO компаний на американском рынке: по подсчетам издания они привлекли $180 млрд. На европейских биржах появилась 161 новая компания, их общая выручка составила $28,3 млрд. А в азиатско-тихоокеанском регионе было 893 компаний-новичков, которые привлекли более $134 млрд.
Кэтлин Смит, соучредитель Renaissance Capital , подвела итоги года так: «2020 год войдет в книги рекордов не только как год COVID -19, но и как год IPO ».
В январе 2021 года тренд продолжился. В начале года уже разместились финтех-стартап Affirm Holdings , разработчик онлайн-казино Playtika Holding , магазин средств по уходу за домашними животными Petco Health and Wellness , магазин подержанной одежды Poshmark и многие другие компании.
Комментарий Валерия Емельянова, аналитика ИК «Фридом Финанс»
Бум IPO наблюдается практически по всему миру, но на слуху у инвесторов пока либо американские, либо местные бренды. На самом деле, если исходить из объемов привлеченных средств, Китай идет вторым после США. Среди 10 самых дорогих IPO прошлого года половина – китайские. По общему размеру рынка Гонконг и Шанхай пока не могут конкурировать с Нью-Йорком, но в сумме они близки к нему: совокупно компании привлекли в КНР в 2020 году $120 млрд, в США – $145 млрд. Динамика в обеих частях света феноменальная: рынок IPO в США за минувший год вырос в 2,6 раза, в Китае – в 1,8 раза. Схожая картина на менее крупных региональных площадках. Например, на бирже в Джакарте (Индонезия) в 2020 году компании провели IPO почти на $1,5 млрд против $1 млрд годом ранее.
Повышенный интерес к единорогам со стороны инвесторов был и до пандемии, но раньше он касался в основном профильных фондов с крупными чеками. В условиях политики низких ставок, бума инвестиционных сервисов и массового выхода компаний на IPO доступ к перспективным бумагам получило большое число розничных игроков. Фокус на медтех (телемедицина, цифровые медкарты, аптечная доставка) и финтех (платежи, кредиты, рассрочки) стал прямым следствием эпидемии. Спрос на удаленное обслуживание привел к росту продаж у сервисов, которые создают новую бесконтактную инфраструктуру. Как следствие, у профильных компаний выросла потребность в масштабировании и в новых инвестициях, в том числе посредством проведения IPO.
Если говорить о WeDoctor и Traveloka , то они сейчас растут вместе со всей индустрией медтеха и финтеха. В среднем эти молодые отрасли прибавляют около 30% в год по всему миру, в том числе в Азии. Такими же темпами меняются оценки компаний на каждом очередном раунде привлечения инвестиций у закрытого пула инвесторов. В частности, 3 года назад WeDoctor стоила $5,5 млрд, в 2019 году $7 млрд, по итогам 2020 ее максимальная оценка поднялась до $10 млрд.
Экономика стран Юго-Восточной Азии развивается в тех же исторических трендах, что и китайская (индустриализация, урбанизация, затем рост среднего класса, развитие внутреннего рынка, цифровизация), но она это делает с отставанием в 5–7 лет. Это дает инвесторам, не успевшим вложиться в Китай в годы его максимального взлета, инвестировать в проверенные ниши и отрасли, но на соседних рынках. Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Малайзия в плане уровня жизни все меньше уступают КНР, поэтому инвестиционные идеи, заточенные под рост местного здравоохранения, туризма, ритейла и сферы обслуживания в целом являются беспроигрышной ставкой. Чтобы не упустить момент, начните инвестировать с ИК «Фридом Финанс» уже сейчас, зарегистрироваться можно здесь.