Найти в Дзене
LOCALОЧКА

Первый российский BMX-журнал «20-21»: зачем он нужен спорт-комьюнити

Оглавление

Совсем недавно команда «Потасовка» выпустила журнал «20-21». Создатели издания занимаются суперспортом: сноубордингом, серфингом, баскетболом и, конечно же, BMX-райдингом. Сами они называют себя «тусовкой друзей из Москвы», а в журнале пишут о том, как развивается российский BMХ-спорт.

LOCALОЧКА решила выяснить, зачем русскому спорт-коммьюнити нужна периодическая печать и как это влияет на «тру-культуру».

Что такое BMX

BMX — это разновидность велосипеда, на котором райдеры (приверженцы этого вида спорта) выполняют самые разные трюки. У BMX-спорта внушительная история: он постоянно появлялся на страницах тематических журналов. Для ценителей культуры печатные издания, посвященные BMX, — настоящая любовь. В России эта тенденция не прижилась: до сегодняшнего дня ни один фанат BMX не мог похвастаться наличием крутого и приятного на ощупь бумажного разворота с любимым райдером и обсудить последние новости индустрии.

Зачем нужен журнал «20-21»

Появление отечественного проекта «Потасовка» с собственным периодическим журналом — важный шаг для культуры российского BMX-спорта. Во-первых, журнал, фото-книга или даже зин (сокращение от англ. magazine, любительское малотиражное периодическое или непериодическое издание) — это один из способов документации культуры: мы помещаем туда то, что обладает определенным стилем, поведенческими практиками, дискурсом.

То есть идентичность какого-либо сообщества становится легко считываемой, узнаваемой и главное — простой к самоидентификации. Не нужно непосредственно встречаться с Феликсом Прангербергом, чтобы понять, какой образ жизни ведут райдеры, и ехать в Калифорнию на знаменитый спот (место, подходящее для выполнения трюка) El Toro, чтобы попробовать свои силы в катании. Достаточно прочитать интервью и увидеть фотографию в журнале, а затем искать всё это на просторах российской действительности: например, перил и ступеней на Арбате.

Чем не legendary spot?

Проблема в том, что спрос на иностранные журналы высок, а возможность достать их — невелика. Другой камень преткновения — перевод в обе стороны. Самое интересное, что можно делать международные журналы, не используя тексты и не переводя на английский. И всё благодаря зинам. Павел Космосов, основатель журнала о граффити TAGS, еще в 2015 году начал собирать в единую историю фотографии граффити и тегов (быстрое нанесение подписи автора на уличных поверхностях) и создавать свой фанзин. «Через снимки убитых тегами дверей и улиц разных городов мира я путешествовал — в Копенгаген, Париж, Нью-Йорк». А кто-то через TAGS путешествовал в Москву.

Получается, что помещая какие-либо артефакты культурной идентичности в журнал или другой вид издания, он сам становится таковым. Альбом Subway Art о зарождении граффити в Нью-Йорке фотографа Марты Купер называют «Библией стрит-арта». Он возглавил топ книг, которые чаще всего воруют из магазинов. Благодаря фанатам альбом разошелся по миру от Бразилии до Японии в ксерокопиях. А еще Subway Art спас первые нью-йоркские граффити — в борьбе городских властей с «вандализмом» уцелела очень малая часть того, что было создано райтерами в 1970-е.

Фотографии уличной жизни

К сожалению, документация уличной жизни не закреплена как повседневная практика в России. Да, ни один арт-фестиваль не обходится без фотоотчета и многие уличные художники выкладывают свои работы в сеть, но для сравнения: на Западе каждая скейт и райд-команда имеет личного фотографа, устраивает гаражные выставки с запечатленными трехами (один из видов трюков).

А у нас коллективные просмотры профайлов (видео, в котором спортсмен показывает свой уровень катания), стрит-выставки создаются локальными сообществами и держатся за счет определенных мероприятий: например, известная среди райдеров Game of Bike с Павлом Никоновым, презентации скейт-бренда «РАССВЕТ». Они становятся центром сосредоточения съёмок, выставок, спортивных соревнований. Но сказать, что каждый из участников «тусовки» делает то же самое каждый день без повода, нельзя.

Многие российские спорт-бренды, делая развороты, всего лишь создают фотоотчет. Они не делают исследование или фото-эссе, которое является первым инструментом журнала.

Опыт создания своего собственного журнала имеется и у другой московской команды — «Правда BMX». На его страницах они рассказывают о своих трипах в Израиль и Барселону, но имеет ли это равнозначное значение с журналом «20-21» от «Потасовки Суперспорт»? Вряд ли. Это и не плохо и не хорошо — просто эти два журнала имеют совершенно разный смысл.

Интервью с создателем журнала «20-21» Дмитрием Марфиным

Ребята из «Потасовки» навсегда запомнят последние полгода: именно в это время шла работа над созданием журнала. Активный поиск эксклюзивного материала, общение с зарубежными райдерами, собственные фотосессии… Эта работа — настоящее испытание. Чтобы в полной мере оценить деятельность «Потасовки» и их вклад в культуру российского BMX-спорта, предлагаем вам прочитать небольшое интервью с одним из создателей «20-21» — Дмитрием Марфиным.

Дмитрий Марфин. Фото: Эдуард Фомин
Дмитрий Марфин. Фото: Эдуард Фомин

— Как возникла идея создать журнал?

Дело было в начале сентября прошлого года. Я задумался насчет того, что «тру» (конечно, в моем субъективном понимании) «BMX-движуха загибается». При чем происходит это не только у нас, но и на других берегах. Это, наверное, было озарение: в голову пришла мысль о создании BMX журнала. Эту идею я озвучил Мише Погонину (мы вместе с ним руководим всем, он тоже создатель нашей тусовки), он ее поддержал. Мы прокрутили все в голове еще раз поняли: именно этого не хватает отечественному BMX-сообществу. В конце-концов таких проектов не было, по крайней мере очень давно. Тогда же мы поняли, что отступать не станем. Почему именно журнал? Все просто, так сошлись звёзды.

— С какими сложностями вы столкнулись при работе над этим проектом? Что оказалось самым проблематичным?

На этот вопрос, боюсь, я не дам однозначного ответа. Лично я думаю, что самое сложное при работе над чем-то подобным — это найти эксклюзивную информацию, контент, который не достать так просто. Но в нашем случае это не было проблемой благодаря моим нестандартным взглядам и подходу к катанию. Это легко заметить при прочтении журнала: там много неоднозначных тем и моих мыслей.

В нашем случае самым сложным был момент терпения и ожидания. Сложно было понимать, «чуваки» из-за рубежа тебя «киданули» или просто заняты и ответят позже (привет Чарли Крамлишу, при этом он крутой, до сих пор держим связь). Все остальное проходило нормально благодаря ребятам, с которыми мы работали над проектом. Спасибо Паше Сидорову, Стефану Костычу за работу с текстом, без них все было бы лажей. А еще реально сложно было разработать дизайн. Мы с Мишей долго пыхтели над ним.

— Сколько людей нужно, чтобы сделать такой журнал? Насколько ваша команда сплотилась при решении этой задачи?

Над дизайном и идеей работали Я и Миша. С русским текстом работал Паша Сидоров, с английским текстом работал Стефан Костыч. Также с Эдиком Фоминым мы делали эксклюзивные авторские фотографии для этого проекта. Например, на его оборудование мы фотографировали обложку. Кроме того, нужен верстальщик, чтобы в конечном итоге все превратить в журнал. Этим верстальщиком был я, за пол года работы я научился этому ремеслу. На мне был весь контент и коммуникация.

Про сплоченность сказать сложно, т. к. наша команда изначально являлась давними друзьями. Но я очень рад тому, что мы смогли собрать всех вместе и сподвигнуть идти всех одной дорогой.

— Как это отразится на будущем ВМХ в России?

Вообще не представляю. Возможно никак... Поживем — увидим. Но могу однозначно сказать, что это очень сильно отразилось на нас самих. Этот журнал, работа над ним перевернула нашу «движуху», лично меня.

— Вы переименовались в «Потасовку Суперспорт» под предлогом того, что занимаетесь не только велосипедами. Почему это не произошло раньше, ведь в ваших социальных сетях уже светился тот же баскетбол, например?

Я не знаю. Миша давно предлагал превратиться в «Потасовку Суперспорт», но, возможно, мы не принимали никаких решений, так как не было идей для развития «Потасовки» вне BMX сообщества. Например, с тем же баскетболом. Наша компания всегда была «тру», по моим понятиям. Мы всегда играли и играем в баскетбол, рисовали и рисуем на стенах, что особо не афишируем. Этот год, к слову, будет третьим годом съемок нашего большого BMX видео.

Но, как я говорил, журнал все изменил. Работая с коллективом, я понял, что «тусовка» должна стоять на первом месте, даже если она выбивается за рамки BMX сообщества. Если вы откроете наш сайт PTSVK.COM, вы узнаете больше о том, почему мы организовали небольшой ребрендинг.

— Какая была философия старой «Потасовки»? Какой была ваша цель изначально и как она изменилась сейчас?

Философия прежней «Потасовки» — делать то, что не делает никто или что не делают многие. Этот журнал тому пример. Появилась эта философия очень просто. Как заявить о себе, когда существует много различных брендов, различных направлений? Все верно: сделать то, что никто не делал или что не делает большинство. Мы даже когда-то сделали первые на нашем веку барпады (круглые подушки на велосипедный руль) в России. Я даже помню, что ребята из ONSOMESHIT в солнечной Калифорнии сделали их позже нас.

Впрочем, конкретной цели тогда не существовало. Только желание сделать нестандартную «движуху», которая будет непокорна современным тенденциям. Мы очень не хотели быть заурядным брендом. Похоже, сейчас я стал это осознавать. Мы пришли к моменту создания «движухи», которая будет по-настоящему выделяться. Наша новая философия и политика действий сводит все к тому, что тусовка должна быть в приоритете.

Я не буду раскрывать все карты, так как дальше это уже секретная информация. Могу только сказать, что мы, возможно, станем похожими на «тусовку» серферов-скейтеров тех лет, когда все только начиналось.

Павел Абрамов, Лариса Верченко

Читайте LOCALОЧКУ в Дзене и следите за новостями регионов и маленьких людей в нашем Телеграме

Подписывайтесь на нас в Инстаграме