Справка. Вдруг кто не знает. Несторианство — христианское еретическое учение константинопольского патриарха Нестория (руководил кафедрой 428-431 гг.РХ). Он талантливо пытался соединить христианские догматы с практиками античного рационализма. Предметом его критики было непонятное пастве ортодоксальное учение о сути «Богочеловека». Несторий утверждал, что дева Мария родила человека. Христос сумел преодолеть человеческие слабости, возвысился до Сына Божьего.
Но у Бога не может быть матери, во Христе человеческие и божественные начала пребывают лишь в относительном внешнем соединении, никогда полностью не сливаясь. Ортодоксы же подчеркивали единство человеческого и Божественного начал. Идеологами и проводниками идей Нестория выступали города, где был высок процент образованных людей, хорошо знакомых с античной философией. Оплотом «ереси» стала Сирия и Персия.
На Эфесском Соборе 431 года РХ, учение было осуждено, Несторий предан анафеме и сослан. Его последователи провели в Персии, городе Бит-Запат, собственный Собор (434 г.). Учение признали господствующим для здешних христиан. Персидский шах это одобрил, несторианство начало распространяться в Средней, Центральной и Восточной Азии.
Уже в VI веке несториане напомнили о себе самым неожиданным образом. Тюрки Кавказкой Албании (Армения, Грузия, Азербайджан современные), попавшие в плен в плен византийцами в битве при Балярате в 591 года, красовались с татуировками на лбу … в виде креста. На недоуменные вопросы ответили: это сделано по совету христиан, живших среди них. Оберег от моровой язвы, ага.
Успешные еретики.
С христианством тюрки-монголы восточной Великой Степи тоже были хорошо знакомы, причем давно. Несторианство было занесено в Центральную Азию в VII-VIII веках. К XIII-му вполне себе укоренилось в Восточной и Средней. Именно племена «во Христе» приняли самое деятельное участие в вооруженных программах освоения Чингисханом огромных пространств Евразии. Мотивы у всех были разные, может быть — и религиозные.
В чем была сила несториан? В доступной «облегченной версии» христианства, само собой. Но политически эта «ересь» очень нравилась восточным государям, кочевой аристократии, образованной публике «государственников». Несторианство всегда выступало за органический союз Церкви с любой властью. Именно по этим мотивам больше Нестория предали анафеме, он предложил императорскую власть Рима укреплять словом божиим, а не пытаться ее подчинить.
Уже мнившие себя повелителями умами людей, восточные и латинские епископы крайне враждебно к этому относились. Нарождающиеся институты папства и константинопольского патриаршества желали быть обособленными структурами, полностью самостоятельными. Получилось. Византия приняла формулу «цезарепапизма» (Император — глава государства и Церкви одновременно), на Западе — Римский Папа стал высшей инстанцией духовной и светской власти.
Несторианство развивалось иначе. В Азии власть работала несколько по другим правилам, поэтому структура церковной организации вынуждена была это учитывать. Восточные правители государств не были христианами, сначала нужно было убеждать их в нейтралитете новой религии, ее политической безопасности. Добиваться терпимого отношения смирением, наглядным умиротворением паствы, благочестием проповедников, дисциплиной мирской и духовной. Никакой ощутимой помощи патриархи и епископы несториан не получали, полностью рассчитывали на свои силы и поддержку «снизу».
635 год. Несторианство проникает в Китай, очень быстро становится популярным. Здешние государи довольны, благосклонно слушают проповедника Олопёна (Олопуна). Первые императоры династии Тан (618-907) оказывают покровительство несторианам, разрешают строить церкви. Некоторые историки уверены, что Китай был очень близок к принятию христианства. Но сцепка династических роковых случайностей эту мечту последователей Нестория рушит. С переменным успехом они проповедуют, вплоть до полного запрещения христианства в XIII веке.
С VI века несторианство укрепляет позиции в Средней и Центральной Азии. В Самарканде руководит делами церкви епископ, в XI веке здесь уже сильная несторианская митрополия с особым статусом. Епископии полнятся паствой в Джунгарии, Кашгарии, на Алтае. В VIII веке несториане начинают первую религиозную войну, расколов племена сильных уйгуров. Там равноценными были христианство, буддизм и манихейство. С последними несторианам пришлось повозиться, пока господствующая аристократия манихеев не была сокрушена в 847 году енисейскими кыргызами, их общины выкорчеваны.
Уйгуры оседают в оазисах Турфана, Карашара, и Северном Китае, становятся оседлым и очень богатым народом купцов, скотоводов и садоводов. Несторианство здесь полностью побеждает, а в 1009 году крещение принимают кераиты. После — тюрки-онгуты, меркиты, гузы и часть чигилей. Существуют общины несториан в среде кара-китаев (киданей). Именно с ними связана оглушительная новость для средневековой Европы, легенда о «первосвященнике Иоанне».
В ожидании чуда.
Византийцы были неплохо осведомлены об успехах несториан в далеких странах Востока, некоторые европцы — тоже. Особо не опасались их влияния, своих проблем всегда было выше тиары и куколя. Однако XII век принес некое понимание, церковники обеспокоились численностью христианских «еретических» общин в Азии. Пока несториане вели успешную пропаганду среди «низов», набирая именно там наибольшие очки, — над ними снисходительно посмеивались.
Но вовлечение ими в крещение степной и оседлой аристократии картину поменяло: теперь это стало важным политическим фактором. Хитрозадые епископы Рима и Константинополя стали рассматривать «еретиков» как дармовую вооруженную силу, способную остановить наступление мусульман (турок-сельджуков и египтян) на христианские государства крестоносцев Восточного Средиземноморья. История полностью темная. Но как по команде, западные европцы стали раздувать слухи о могущественном азиатском царе-священнике Иоанне.
Было это спонтанным желанием верить в некое чудо или расчетливый ход интриганов в сутанах — неизвестно. Близкое ожидание победы христианского мира над мусульманами пожаром прокатилось по всем странам. Все писали о «пресвитере Иоанне». Был он: и «попом Иваном», «Жеаном», «Иоганном», в зависимости от европских государств.
Хотя вопрос выеденного яйца не стоил. В Средней Азии растрепали в лоскуты войска турка-сельджука, султана Санджара. Сделали это кара-кидани (кара-китаи) в 1141 г. неподалеку от Cамарканда. Потеряв свое государство Ляо, они направились в Семиречье, заняв выгодные геополитические территории между монгольским Алтаем и хребтами Тянь-Шаня. Разгромив «последнего великого сельджука», установили границы в Средней Азии по реке Сырдарья. Кара-китаи не были мусульманами, но среди них были многочисленные несториане. Гурхан Елюй Даши, послуживший прообразом пресвитера Иоанна, им всячески покровительствовал, наследника нарек именем Илья даже. Но сам крещение вряд ли принял.
Путаницу с «пресвитером Ионном» учинили западно-азиатские христиане. Спутав кара-китаев с кераитами. Правители последних недавно приняли крещения и титуловались на китайский манер «Ван-Ханами». Общины Средней Азии посчитали, что сельджуков растрепали войска могущественного христианского царя «Вана». Купцы притащили радостную новость на Ближний Восток в искаженном варианте: «Иоанн», «Иван».
В 1177 году имя замелькало в епископской переписке, так родилась легенда. Даже появилось «Послание Папы Александра IV к священнику Иоанну». Папская курия активно поддерживала самые фантастические слухи, даже говорили, что латиняне «поправили» царя Иоанна в Вере. Он отрекся от восточных заблуждений, спешит (спотыкаясь) на помощь Иерусалиму. Кара-китаи действительно благоволили несторианству. Гурхан Даши-Чжулху (Юрий) помог несторианскому патриарху Илие III основать митрополию в Кашгаре и Семиречье. Но каких-либо «христианских крестовых походов» не организовывалось.
Эпоха Чингисхана.
В конце XII — начале XIII веков несториане глубоко укоренились среди народов Центральной, Восточной и Средней Азии. Картина не изменилась после нашествия монголов. Уйгуры, кераиты, онгуты, тангуты, кара-китаи, найманы, меркиты — вот ударный кулак нашествия. Несторианство становится популярным у карлуков, канглов, гузов, басмалов, многих других племен. Но наиболее христианизированными были уйгуры, ставшие приводными ремнями гражданского администрирования новой Империи.
Несториане настолько вошли в силу, что устроили знатное противостояние с тенгристами, борясь за влияние в Каракоруме после смерти Толуя, младшего сына Чингисхана. Некоторые китаисты утверждают: даже сын Чингисхана, свирепый «законник» Чагатай, был тайным несторианином. Особо покровительствовал этой вере. Чингисхан женил на несторианках Угедея (меркитка Туракина), Толуя (кераитская царевна Соркактани-беге). Так или иначе, несторианские церкви строились очень активно, несколько было при ханской ставке. А внуки Чингисхана (Мункэ, Хубилай, Хулагу, Гуюк) воспитывались несторианами. Но по «Великой Ясе» не могли принимать крещение.
Плано Карпини писал: Гуюк-хан твердо верует, хочет стать христианином. Его всегда окружают священники, он навещает христианскую часовню. Армянские летописи уверены, что он христианин. Но больше веры все-таки Гильому Рубруку, уверенному — это слухи. Специально распускаемые несторианами. Но внимательный монах приметил: еретики-священники учат знатных монголов и их сыновей Евангелию.
Недостаток информации
начинаешь испытывать, пытаясь понять, как именно несториане управляли своей паствой на огромных расстояниях Великой Степи. Всё что о них известно, подано в негативном ключе. Обычаи и обряды «еретиков» в монгольской империи (в середине XIII века) описал все тот же Гильом Рубрук. Мол, несториане ставят крестик на руке чернилами. У них нет художественного изображения Христа, место алтарей используют сундуки, иконы вообще ни на что не похожи.
Несториане не соединяют рук для молитвы, творят, протягивая их вперед, читают священные тексты на сирийском языке, не звонят в колокола. Тамошние священники: сомнительные типы, пьяницы, многоженцы. Как мусульмане, моют ноги при входе в храм, постов не блюдут, предпочитают мясо в пятницу. Самое возмутительное … каждый взрослый мужчина может считать себя священником (симония это называется). Епископы несториан могут не появляться в приходах по 50 лет, никак не руководят территориями, не наставляют общины.
Верю. Сведения ценные, полностью объясняют уникальный тип организации «кочевого христианства». Каждый глава рода, общины или семьи мог вполне заменить священнослужителя, не испрашивать «толкования» Святого Писания у епископа, в степном быту максимально упрощать ритуальную часть религии.
Потеря влияния.
Самый главный вопрос. Почему несториане не смогли одержать победу в борьбе за государственную религию империи Чингисхана. Нет, до самого начала XIV века они боролись за влияние, даже за власть. Монгольская знать в Персии, например, была разделена на две влиятельные группировки: христианскую и мусульманскую. Но Иран Хулагидов испытывал давление со стороны исламских держав постоянно, большинство населения ходили в мечети.
А католические европцы отказали в поддержке ильхану Абаге, покровителю христиан, когда тот обратился к Папам Клименту IV (1268г) и Николаю III (1279г.) организовать совместный крестовый поход против египетских мамлюков. В итоге ильханы вынуждены были принимать ислам. При Абу-Саиде, правившем в первой половине XIV века, несториан начинают притеснять, те отвечают восстанием. Оно кроваво подавленно, остатки несторианских общин позже добьёт Тамерлан в конце XIV в. А в начале века последователей Нестория полностью загоняют в подполье в Китае.
В Золотой Орде
второй половины XIII века несториане (вне всякого сомнения) имеют собственную «партию влияния», опиравшуюся на христианина (не имевшего права принять крещение) хана Сартака, сына Батыя. Держались они за более сильные и влиятельные общины Улуса Хулагу, всячески стараясь сблизить два отдаляющиеся друг от друга государства.
В поисках союзников-единоверцев больше ориентировались на далеких католиков, нежели на константинопольского вассала — православную церковь Руси. Их главной политической ошибкой была идея сохраниения централизации всей Империи Чингисхана, неприятие сепаратизма его сыновей и внуков. Это крайне раздражало хана Берке (1257-1266 гг.), сменившего в Золотой Орде хана Сартака. Новый повелитель был яростным противником хулагидского Ирана, намеревался полностью прибрать в свою собственность Закавказье и часть Средней Азии.
Здесь оборвались две ниточки несториан на международной арене. С потерей поддержки от самых влиятельных общин в Иране, Берке-Хан прекратил диалог с католиками. Стремясь к полной независимости Золотой Орды от Монгольской империи и Хубилая, он совершенно здраво оценил уровень военно-политическое давления католиков на его провинцию Русь и Восточную Европу. Поэтому готовился встречать рыцарские походы собственными силами. Назначив союзниками Золотой Орды — Византию, мамлюкский Египет, русские княжества.
Берке разгромил несторианскую «партию влияния» у себя и во всех сферах влияния. В 1257 году массово казнили несториан в Самарканде, которые проиграли в борьбу за влияние мусульманам и православным. Сам Берке принял ислам, на ключевые должности стал назначать надежных людей только этой веры. Не последнюю роль в таких раскладах сыграли купцы. Именно мусульмане играли главную скрипку транзитной торговли Золотой Орды, не пустив несториан-уйгуров дальше реки Амударьи дальше на Запад. Контачили с генуэзцами и венецианцами Крыма и Константинополя, где несториан ненавидели особо яростно.
Полное фиаско несторианства Золотой Орды наступило в 1313 году, когда из Ургенча пришел истовый мусульманин Узбек-хан с фанатичным беклярбеком Туклуг-Тимуром. Они объявили ислам государственной религией в Улусе Джучи. Царевичи, ханы и нойоны, отказавшиеся предать веру отцов (язычество, несторианство, буддизм и арианство), были казнены. Уцелевшие знатные несториане отправились на службу в пределы Руси, к весьма толерантным русским князьям… Очень интересные истории, так что…
Продолжение следует.