Найти тему
Времена и нравы

Польша несостоявшаяся империя

​ Зубовный скрежет поляков против русских имеет глубокие корни, которые Пушкин назвал «давним спором славян между собою». Совершенно неприкрытая злоба Польши сродни чувствам мелкого, неудачного чиновника по отношению к большому начальнику, дескать, на месте этой «бездарности» должен был быть я. Польша считает, что великой империей должна была быть она, а Россия входила бы, в лучшем случае, в ее состав, как Польша входила в состав Российской империи. Причиной для таких фантомных болей являются события 1612 года и небезосновательно – яблоко могло само упасть в руки.

После прерывания династии Рюриковичей, которая правила Русью около 700 лет, наступило время сомнительных сменных царей, безвластия, борьбы боярских кланов за власть, самозванцев и шарлатанов, вошедшее в историю как «Смутное время». Этим воспользовалась Польша, немедленно начала наступление и Московский Кремль был взят польско-литовским гарнизоном. Как всегда не обошлось без «пятой колонны» в лице части бояр, которые во главе с Михаилом Салтыковым оказали тому всякое содействие. Прозападно настроенная элита нашей страны тогда, впрочем, как и сейчас, не особо заботилась о самостоятельности государства и желала только своего благосостояния в «развитом мире». Направленное в Варшаву московское посольство, представляющее преимущественно бояр-сторонников Лжедмитрия II и его жены, польской дворянки Марины Мнишек, призвало на царство пятнадцатилетнего сына польского короля Сигизмунда III. Но поляки – тень европейцев и плоть от плоти - как только видят идущего на поклон, начинают раздувать свои «хотелки» и терять чувство всякой меры. Спесивый польский король Сигизмунд III возомнил себя бог весть кем и, как старуха из сказки о рыбаке и золотой рыбке, начал предъявлять абсурдные требования: венценосный сын, королевич Владислав не только не примет православие, но и вся Русь должна перейти в католичество, а вместо русских бояр править будут польские дворяне .

Сигизмунд III
Сигизмунд III

Королю не хватило ума понять, что несуразные требования лишают его всяческой поддержки в огромной стране, но так бывает, когда нахальство и чванливость затмевают разум. Не выстави он со своими советниками такой оторванный от реальности ультиматум, еще неизвестно чем бы закончилась эта история, но даже наша «пятая колонна» так далеко заходить не собиралась, и бесчинствующую в Москве польскую регулярную армию народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского погнало в шею, как попутавших берега наглецов. Спустя годы, когда начали появляться все более подробные географические карты от Москвы до Сибири и Камчатки, поляки увидели какие земли лежали на востоке и поняли, чего они лишились из-за своих непомерных и клинически нелепых требований. Ведь, останься они в Москве на приемлемых условиях, всё это теоретически могло бы стать польской империей. Они бездарно профукали свой шанс, но никто не способен признавать ошибки – проще злобствовать против других и обвинять всех, кроме себя.

Дальнейшая судьба неугомонной Польши была мало завидной, так как обида постоянно толкала поляков на претензии тут и сям, что раздражало как Россию, так и Пруссию. Результатом стали три раздела Польши, приведшие к еще большим обидам и причитаниям. Причем в своей вызывающей и дерзкой внешней политике Польша вечно с надеждой поглядывала на Лондон и оттуда постоянно получала заверения в непременной всесторонней поддержке и гарантии безопасности. Однако «всесторонняя» поддержка как всегда ограничивалась речами с трибун британского парламента и, в лучшем случае, в попытках кого-то натравить на Россию – выносить каштаны из огня чужими руками фирменный стиль Туманного Альбиона.

Самое любопытное заключается в том, что Польша и сегодня в надежде на поддержку Вашингтона - приемника Британии на троне англосаксонского мира, продолжает надеяться на «всестороннюю» поддержку, строит иллюзии относительно мифических конструкций наподобие баек «от моря до моря» и прочей чепухи. Польша снова «надувает зоб и хлопает крыльями», умудряясь одновременно обострять отношения и с Россией, и своими барскими замашками превращаться в несносный «камушек в башмаке» Европы, потому что ей подстрекательски подмигивают из-за океана. Поляки совершенно игнорируют уроки истории, причем истории не только прошлой, но и сегодняшней. Потерявшиеся во времени и пространстве украинцы тоже был и уверены в поддержке «царя горы и цивилизованного мира», и помощь получили сполна в виде собственных долгов, шатких антироссийских санкций и с каждым днем угасающих выражений «глубокой озабоченности».