Депутат Вера Ганзя подняла такой вопрос, нужен ли России ПФР, то есть государственный пенсионный фонд, который занимается выплатой страховых пенсий. По мнению депутата, это лишняя структура.
Ганзя убеждена в том, что ПФР — посредническая структура между бюджетом и гражданами России, которая за свои посреднические услуги берёт значительные средства, которые могли бы пойти на выплаты пенсий.
Учитывая тот факт, что в современности есть развитие цифровых технологий, безусловно, можно было бы в плане выплат пенсий и различных пособий отказаться от ПФР, платить пенсии напрямую из бюджета.
Это бы решило ряд проблем: во-первых, не пришлось бы содержать ПФР как структуру; во-вторых, не стояло бы вопроса о том, нужно индексировать пенсию работающим пенсионерам или нет.
В целом никакого позитива от Пенсионного фонда России за всю его историю не было. Этот фонд появился по инициативе Ельцина, который заявил, что страховая пенсия эффективнее бюджетной.
А на практике вышло то, что бюджетную пенсию получали чиновники, а страховую — рядовые россияне. В девяностые годы пенсию часто задерживали. И понятно, что задерживали не бюджетную пенсию чиновников, а именно страховую.
Таким образом было бы правильно решить вопрос в том плане, чтобы за пенсию отвечало государство, была гарантия, что россияне, как и чиновники, точно получат пенсию, точно эта пенсия будет проиндексирована. Это как раз в духе социального государства.
С одной стороны, это рациональное предложение, которое явно в интересах большинства. Но его точно не поддержит правящая партия и правительство. Почему? Потому что считается, что люди сами должны зарабатывать на пенсию, а также содержать государственные структуры, в том числе посреднические.
Размер пенсии, индексация и другие вопросы зависят прежде всего от того, будет бюджет ПФР дефицитным или же нет. Пенсионная реформа, безусловно, проводилась в основном с той целью, чтоб бюджет ПФР не был дефицитным, а государству чтоб в перспективе пришлось в меньшей мере поддерживать ПФР.