С Чапаевым мог встречаться лично. Но не знал, как тот выглядит
Борис Андреевич — саратовский уроженец. Будущий актёр родился здесь в 1904 году. Его отец был железнодорожником. Семья жила небогато и об артистической карьере парню, пожалуй, не стоило даже мечтать. Однако сложилось иначе.
В 17 лет Борис отправился покорять столицу. Он поставил себе цель — попасть в ученики к известным мастерам, чтобы освоить все азы профессии.
До этого, кстати, Борис прошёл реальные фронты Гражданской: состоял в Саратовском резервном полку, противостоявшем армии Деникина. Позже Борис говорил, что, возможно, во время службы ему довелось общаться с реальным Василием Чапаевым. Только тогда будущий актёр ещё не знал, как тот выглядит.
Сначала был утверждён на роль Петьки
Перед съёмками в «Чапаеве» Бабочкин успел появиться ещё в двух лентах. Интересно, что в первую из них (она называлась «Мятеж») начинающий артист попал через биржу труда. В фильме ему досталась небольшая роль мятежника. Интересно, что сценарий ленты создавали по роману Дмитрия Фурманова, известного чапаевского биографа.
Небольшие роли оказались ступенькой к успеху: на киностудии Бабочкин повстречал будущих создателей «Чапаева» - Сергея и Георгия Васильевых. Интересно, что поначалу Борис был утверждён на роль Петьки. Однако по ходу съёмок актёр решил рассказать создателям фильма о своём видении трактовки образа героя Гражданской. А Васильевы — возьми, да и загримируй Бориса Бабочкина под Василия Чапаева...
Актёр, пожалуй, идеально справился с ролью: после фильма дети играли во дворах в начдива, а взрослые вновь и вновь пересматривали ленту в кино. Ещё один важный момент: образ, созданный артистом сумел вытеснить в сознании людей то, каким был реальный начальник дивизии. Теперь Василия Ивановича воспринимали исключительно таким, как в фильме.
Как роль Чапаева спала актёра
Роль Чапаева спасла актёра в конце 1930-х. Тогда он служил в Большом драматическом театре и с ужасом наблюдал, как один за другим «выбывали из строя» его коллеги. Дошло до того, что Борис Андреевич собрал чемодан, чтобы быть готовым к приезду «воронка».
За артистом действительно шло постоянное наблюдение. Однако ночной визит всё-таки не случился: «наверху» было решено не трогать «Чапая». Кстати, лента была одной из любимых у Сталина, который посмотрел её (по данным биографов вождя) около 30 раз.
Жизнь после «Чапаева»
Для Бабочкина роль Чапаева стала не только визитной карточкой, но и своего рода «барьером» - она оградила Бориса от множества новых образов. Об отрицательных типажах не могло быть и речи.
В годы Великой Отечественной артист работал в Алма-Ате, куда был эвакуирован вместе с другими актёрами. В 1950-х был направлен в Болгарию. Так он в течение почти трёх лет передавал опыт местным коллегам. Вернувшись в Москву, Бабочкин работал в театре, писал статьи в газеты и журналы.
Пропавшая последняя зарплата актёра
Первой за четверть века и, увы, прощальной для Бориса Андреевича стала роль в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли». Здесь ему достался образ миллиардера Сэма Боулдера.
Артист ушёл в 1975-м. Всё произошло на дороге в центре столицы, когда Борис Бабочкин ехал из театра в оргкомитет московского кинофестиваля. Борис Андреевич почувствовал себя плохо, но успел свернуть к обочине и заглушить мотор перед светофором, чтобы не создать аварийную ситуацию.
Увы, позже выяснилась одна печальная деталь: незадолго до остановки сердца актёр получил зарплату в театре. Однако денег при нём, равно как и некоторых ценных личных вещей, не оказалось: их успели «прибрать» случайные свидетели остановки машины. Милиция пробовала выяснить обстоятельства и личности, но, увы, найти тех, кто забрал деньги актёра, уже не удалось.