Найти тему
Замочная скважина-news

Жизнь после «Чапаева»: исчезнувшая последняя зарплата актёра Бабочкина

Оглавление
В российском и советском кино начдива Василия Чапаева играли разные актёры. Однако образ, созданный Борисом Бабочкиным в 1934-м, до сих пор вне конкуренции.
В российском и советском кино начдива Василия Чапаева играли разные актёры. Однако образ, созданный Борисом Бабочкиным в 1934-м, до сих пор вне конкуренции.

С Чапаевым мог встречаться лично. Но не знал, как тот выглядит

Борис Андреевич — саратовский уроженец. Будущий актёр родился здесь в 1904 году. Его отец был железнодорожником. Семья жила небогато и об артистической карьере парню, пожалуй, не стоило даже мечтать. Однако сложилось иначе.

В 17 лет Борис отправился покорять столицу. Он поставил себе цель — попасть в ученики к известным мастерам, чтобы освоить все азы профессии.

До этого, кстати, Борис прошёл реальные фронты Гражданской: состоял в Саратовском резервном полку, противостоявшем армии Деникина. Позже Борис говорил, что, возможно, во время службы ему довелось общаться с реальным Василием Чапаевым. Только тогда будущий актёр ещё не знал, как тот выглядит.

Сначала был утверждён на роль Петьки

В образе Чапаева, фото из открытых источников
В образе Чапаева, фото из открытых источников

Перед съёмками в «Чапаеве» Бабочкин успел появиться ещё в двух лентах. Интересно, что в первую из них (она называлась «Мятеж») начинающий артист попал через биржу труда. В фильме ему досталась небольшая роль мятежника. Интересно, что сценарий ленты создавали по роману Дмитрия Фурманова, известного чапаевского биографа.

Небольшие роли оказались ступенькой к успеху: на киностудии Бабочкин повстречал будущих создателей «Чапаева» - Сергея и Георгия Васильевых. Интересно, что поначалу Борис был утверждён на роль Петьки. Однако по ходу съёмок актёр решил рассказать создателям фильма о своём видении трактовки образа героя Гражданской. А Васильевы — возьми, да и загримируй Бориса Бабочкина под Василия Чапаева...

Актёр, пожалуй, идеально справился с ролью: после фильма дети играли во дворах в начдива, а взрослые вновь и вновь пересматривали ленту в кино. Ещё один важный момент: образ, созданный артистом сумел вытеснить в сознании людей то, каким был реальный начальник дивизии. Теперь Василия Ивановича воспринимали исключительно таким, как в фильме.

Как роль Чапаева спала актёра

Бабочкин в 1940-е, фото из открытых источников
Бабочкин в 1940-е, фото из открытых источников

Роль Чапаева спасла актёра в конце 1930-х. Тогда он служил в Большом драматическом театре и с ужасом наблюдал, как один за другим «выбывали из строя» его коллеги. Дошло до того, что Борис Андреевич собрал чемодан, чтобы быть готовым к приезду «воронка».

За артистом действительно шло постоянное наблюдение. Однако ночной визит всё-таки не случился: «наверху» было решено не трогать «Чапая». Кстати, лента была одной из любимых у Сталина, который посмотрел её (по данным биографов вождя) около 30 раз.

Жизнь после «Чапаева»

Борис Бабочкин, фото из открытых источников
Борис Бабочкин, фото из открытых источников

Для Бабочкина роль Чапаева стала не только визитной карточкой, но и своего рода «барьером» - она оградила Бориса от множества новых образов. Об отрицательных типажах не могло быть и речи.

В годы Великой Отечественной артист работал в Алма-Ате, куда был эвакуирован вместе с другими актёрами. В 1950-х был направлен в Болгарию. Так он в течение почти трёх лет передавал опыт местным коллегам. Вернувшись в Москву, Бабочкин работал в театре, писал статьи в газеты и журналы.

Пропавшая последняя зарплата актёра

Первой за четверть века и, увы, прощальной для Бориса Андреевича стала роль в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли». Здесь ему достался образ миллиардера Сэма Боулдера.

В "Бегстве мистера Мак-Кинли", фото из открытых источников
В "Бегстве мистера Мак-Кинли", фото из открытых источников

Артист ушёл в 1975-м. Всё произошло на дороге в центре столицы, когда Борис Бабочкин ехал из театра в оргкомитет московского кинофестиваля. Борис Андреевич почувствовал себя плохо, но успел свернуть к обочине и заглушить мотор перед светофором, чтобы не создать аварийную ситуацию.

Увы, позже выяснилась одна печальная деталь: незадолго до остановки сердца актёр получил зарплату в театре. Однако денег при нём, равно как и некоторых ценных личных вещей, не оказалось: их успели «прибрать» случайные свидетели остановки машины. Милиция пробовала выяснить обстоятельства и личности, но, увы, найти тех, кто забрал деньги актёра, уже не удалось.