В русский язык прочно вошло определение «Клондайк» - как что-то, имеющее огромную ценность и способное принести невероятную прибыль. Реальность «золотой лихорадки» а Клондайке была несколько иной, чем это принято считать.
Так, Джек Лондон в эссе «Экономика Клондайка», опубликованном в 1899 году, писал: совокупные расходы на золотодобычу составили $225 миллиона, а добыли золота – на $22 миллиона.
При этом, основная прибыль досталась не старателям, а сфере услуг: проводникам, перевозчикам, продавцам одежды, питания и снаряжения, барам.
Сам Лондон заработал за сезон порядка $3 тысяч, оказывая услуги проводника. По-настоящему же он разбогател, лишь став писателем, чья основная тема творчества – Клондайк (в географическом смысле). На полученные от продажи первого романа деньги Лондон покупает участок земли и начинает строительство «Дома Волка», чей проект обошёлся в $80 тысяч, а дом целиком – в $1,5 млн. Лондон не пожил в доме ни дня – незадолго до новоселья случился пожар и дом выгорел, остались только каменные стены. Как установили позже правоохранители – поджога не было, причина пожара так и не установлена.
Интересно, что «золотая лихорадка» подарила нам не только миф и многочисленные произведения, включая немую комедию Чарли Чаплина. Появились джинсы, которые Леви Стросс сшил для старателей, чтобы им было удобно работать и насыпать золотой песок в карманы. Знаменитый двойной шов появился для придания большей прочности. Легендарные Levis 501 родились именно и из-за «золотой лихорадки».
Правда, до сих пор неизвестно точное число тех, кто разорился на напрасном поиске золота, спился или вовсе сгинул.
Константин Барановский