Актуальные социологические исследования показывают, что наши современники, особенно молодежь, очень мало интересуются политической жизнью государства, если о происходящих событиях и важных именах страны хотя бы вскользь слышат в СМИ, то повесткой своего родного края/города заинтересовано и вовсе небольшое количество энтузиастов и специалистов. Полной противоположностью современному человеку является человек античный.
Наблюдение за событиями, в родном городе, было самой важной частью досуга любого гражданина. Можно сказать, это был ярчайший пример федерализма, при котором, даже вступая в различные военные и политические союзы (яркие примеры – Ахейский и Этолийский), каждый город сам себя администрировал, поклонялся своему богу, избирал своих военных и руководителей. Это избрание очень отличалось от того, что мы видим сейчас: оно требовало присутствия всех граждан и осуществлялось путем прямого голосования, когда любые махинации с голосами были попросту невозможны. В случае равного количества голосов у нескольких кандидатов, проводился жребий.
Каждый гражданин с рождения привлекался к общественно полезным делам, занимался философией, физкультурой и музыкой, учился ремесленному и военному делу. Общество делилось на партии или семьи, которые имели разное понимание развития своего полиса. Экономическую основу таких полисов составляли рабы, как купленные, так и непосредственно захваченные в походах, что позволяло гражданам освободить себя от тяжелого физического труда и осваивать более тонкие ремесла.
Всякое уклонение от голосования было попросту невозможно , а отсутствие без значимой причины выглядело как неуважение к о всему обществу . Греки придумали специальный термин, который характеризовал человека, не участвующего в политической жизни – идиот. Надо ли говорить, что двери в мир карьерного роста и высокого статуса для такого человека были закрыты, и он фактически становился промежуточным звеном между рабом и свободным гражданином.
Для каждого грека подобный исход был хуже смерти. Но случалось и более бедственная ситуация: за предательство, нарушение традиций или иные тяжкие преступления всеобщим голосованием можно было объявить гражданину остракизм – изгнание из полиса с лишением гражданства.
Учитывая, что все греческие полисы кроме самих себя никого (включая других греков) не считали за полноценных людей («за стенами полиса варвары или животные»- Платон), это была самая настоящая смерть, поскольку ни одно другое общество принимать тебя не спешило.
Голосование обычно проводилось с помощью глиняных черепков, а срок изгнания, по некоторым источникам, составлял в ровно 10 лет. До реформ Клисфена, отца афинской демократии, изгоняло человека не все общество, а специально созданные совещательные органы при правителях – «ареопаг» или «совет четырёхсот», куда входила аристократия. После реформ возможность влиять на голосование в равной степени появилась у всех граждан полиса.
По мнению ряда современных специалистов, такой метод воздействия применялся крайне редко и был важным инструментом регулирования общественных отношений, особенно между аристократией и демосом, обеспечивающим некую стабильность и равновесие. Всего за всю историю применения остракизма насчитывается не более двух десятков случаев, причем ему подвергались исключительно такие значимые персоны как Фемистокл, Фукидид, Перикл и другие.
Таким образом, греческое государство, будто единый организм, несмотря на многообразие мнений, было вынуждено прислушиваться друг к другу и всегда понимало, что за свои слова или действия придется отвечать перед всем обществом.