Найти тему
Роман Хабарский

Каженик Ефрем - евнух, круче любого Вариса из 'Игр престолов'

Официально он теперь зовется преподобным Ефремом Печерским, но тысячу лет назад, сидя на палубе византийского дромона, плывущего по волнам Черного моря в неведомую Русь, ещё юный совсем скопец, терпя насмешки команды корабля, откликался на совсем иное имя, которое историкам отыскать пока так и не удалось. Кстати, вполне может быть, что звали его ... Варисом. А что? Вполне распространенное имя для тех мест и времен.

'Эй, Варис, круче нас только яйца?' - насмешливо спросил парнишку проходивший мимо боцман, а Варису только и остается изобразить заискивающую и затравленную улыбку. Ведь, хотя его и выписал специально для себя, вернее для своего гарема, грозный князь русов Изяслав, здесь его могут запросто выбросить за борт, а потом сказать, что, мол, парень сам поскользнулся. Или просто выбросился из-за горьких дум о своей навечно потерянной мужественности. Поэтому Варис глушит обиду размышлением над вопросом - если на Руси уже третье поколение живет при христианстве, как может быть у них при князе гарем?

Собственно, из-за гарема этого и убежал Варис потом от князя. Не вынесла душа христианская службы непристойной. Но сделал всё это повзрослевший евнух по умному - сбежал не абы куда, а в монахи в пещеру под Киевом к старцу Антонию. А Антоний к тому времени был в большом уже авторитете. Тот же Изяслав, прежде чем княжить, пришёл (со всей дружиной!) за благословением не к митрополиту, а к нему.

Надо сказать, что Антоний в свою пещеру вместе жить до этого не брал никого. Обитал там в гордом одиночестве. Но видать, было у Вариса слово заветное, которым он прошиб мизантропию старца. Или какой-то секретной "инфой" с ним поделился, которую при дворе князя раздобыл. Например, компроматом на того же митрополита. Принес, наверное, при этом кувшин вина, который они сперва распили, а потом Варис и говорит Антонию, мол, представляешь, а митрополит наш - частый гость в гареме у князя! Антоний и отвечает - 'Ну, теперь-то этот святоша вот где у нас! А ты, Варис, неси ещё кувшин, буду тебя в монахи постригать и станешь ты после этого Ефремом. Согласен, братуха?'

'Братуха' согласился, ибо был умен и смог увидеть в этой пещерке и в этом наглом дедуле огромную перспективу. Хотя всё прошло и не так гладко, как хотелось. Князь Изяслав, лишившись евнуха, который к тому же очень много знал 'лишнего', осерчал и требовал "секретоносителя" вернуться в гарем. Однако, благодаря заступничеству Гертруды, жены Изяслава, тот для виду оставил свежеиспеченного монаха Ефрема в покое. Что же до одновременного существования одной официальной жены и существования при этом гарема, то последнее изменой и грехом князем не считалось. Гарем - это был "склад" рабынь, товара, который Изяслав время от времени продавал. Естественно, и сам же дегустировал, что бы качество проверить.

Чем приворожил так Варис Гертруду? Хитрец вполне мог подсыпать ей яд в бокал, а потом пафосно воскликнуть - 'Не пей вина, Гертруда!' Гертруда услышала, заставила выпить вино рабыню из гарема, та умерла, а Варис не умер и даже более того, стал как бы спасителем княжны. Кстати, затем, во время изгнания и скитаний по Европе, Гертруда вполне могла эту историю разболтать родне и знакомым, а через пяток веков великую фразу Шекспир уже зачем-то Гамлету приписал.

Ну, разве такой не мог приворожить, хотя и евнух?
Ну, разве такой не мог приворожить, хотя и евнух?

Ефрем (бывший Варис), услышав обещание князя, что тот трогать его не будет, не поверил и сбежал на Родину в Византию. Там его, конечно, приняли теперь не таким, каковым отправляли на Русь. Обладателя государственных секретов приласкали, дали непыльную церковную должность, на которой он умудрился написать правила распорядка для монастырей, отправил их письмом на Русь и до сих пор русские монастыри по этим сомнительным правилам живут.

Казалось бы, жизнь удалась, чего ещё хотеть? А вот чего - стать на Руси митрополитом. И ведь стал! При том, конечно, при весьма странных и мутных обстоятельствах. Дело в том, что митрополитом он стал не киевским, а переяславским. Должность же митрополита была на Руси высшей в церкви, а место в Киеве долго оставалось вакантным. Так что так и эдак главой русской церкви Варис-Ефрем побывал. Часть историков при этом не исключает, а из них часть настаивает, что он все же умудрился одновременно и должность митрополита киевского получить. После смерти Ефрема должность митрополита переяславского ликвидировали.

Но главное - не вот это вот всё. Главное в том, что Ефрем построил первую на Руси каменную баню!
Но главное - не вот это вот всё. Главное в том, что Ефрем построил первую на Руси каменную баню!

А что до Вариса из 'Игр престолов', то тому, конечно, следовало бы по примеру Ефрема задуматься о получении должности Верховного Септума. Правда, тогда не было бы Его Воробейшества и такой сладкой мести Серсеи. Сцена, когда взрывается храм, а Серсея, наблюдая за этим через окно, отпивает вино из бокала - одна из моих любимых в фильме.