Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый реактивный бомбардировщик ВВС США и летающая лодка Ш-5. «День в истории авиации» №64 (15—21 марта)

Оглавление

Приветствую, читатель! По сложившейся традиции представляю свежий дайджест «Этот день в истории авиации». В этом номере — летающая лодка Ш-5 для аэрофотосъёмки, французский гидроистребитель, первый моноплан с тянущим винтом и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

15 марта

15 марта 1957 года — первый полёт опытного истребителя Dassault Étendard VI. /Франция/

В декабре 1953 года НАТО опубликовал требования к боевым самолётам, которые могли бы быть приняты на вооружение странами альянса — NATO Basic Military Requirement 1 (NBMR-1). Свой проект ударного истребителя Mystere XXVI, способного нести ядерное оружие, представила на конкурс компания Dassault Aviation. Позже его переименовали в Étendard VI.

Это был низкоплан со стреловидным крылом, крестообразным хвостовым оперением и убирающимся шасси. На истребителе установили британский турбореактивный двигатель Bristol Siddeley Orpheus тягой 21,6 кН. Максимальная скорость — 912 км/ч, дальность полёта — 950 км. Планируемое вооружение — 2 × 30-мм пушки или 4 × 12,7-мм пулемёта + до 1000 кг бомб/ракет.

Самолёт подвёл слабый двигатель и во время испытаний он не показал хороших лётных качеств. Построили 2 прототипа Étendard VI. А конкурс НАТО выиграл итальянский Fiat G.91.

16 марта

16 марта 1926 года — первый полёт авиалайнера Armstrong Whitworth AW.154 Argosy. /Великобритания/

Авиакомпания Imperial Airways в 1925 году начала обновление своего воздушного флота. Для повышения безопасности полётов на смену одномоторным самолётам должны были прийти многомоторные. Компания Armstrong Whitworth Aircraft предложила проект авиалайнера AW.154 Argosy.

Это был биплан с неубирающимся шасси и прямоугольным фюзеляжем. Каркас выполнялся из стальных труб, обшивка — полотняная. Оснащался 3 × двигателями Armstrong Siddeley Jaguar IIIA (385 л.с.), позднее их заменили на Jaguar IVA (420 л.с.) Экипаж из 2 человек находился в открытой кабине, а в закрытом салоне размещалось до 20 пассажиров. Крейсерская скорость — 140 км/ч, дальность полёта — 652 км.

Построили 7 самолётов AW.154 Argosy. Они эксплуатировались Imperial Airways, United Airways Ltd и British Airways Ltd как на европейских, так и на африканских маршрутах. К 1936 году эти авиалайнеры уже устарели и были списаны.

17 марта

17 марта 1947 года — первый полёт стратегического бомбардировщика North American B-45 Tornado. /США/

Летом 1943 года Германия построила реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 Blitz. Узнав об этом Военное министерство США объявило конкурс на разработку аналогичного по характеристикам самолёта. После оценки предложений контракт на постройку прототипов получила компания North American Aviation со своим проектом NA-130, будущим B-45 Tornado.

B-45 представлял собой цельнометаллический высокоплан с убирающимся шасси. Устанавливались 4 × двигателя General Electric J47-GE-13 тягой по 23 кН каждый. Максимальная скорость — 911 км/ч, дальность полёта — 3490 км. Вооружение — 2 × 12,7-мм пулемётов Browning M3 и до 10 000 кг бомб.

После успешных испытаний B-45 Tornado запустили в серийное производство. Он стал первым реактивным бомбардировщиком, принятым на вооружение ВВС США. Также использовался Королевскими ВВС Великобритании. Всего выпустили 143 самолёта B-45 Tornado в различных вариантах — бомбардировщика и фоторазведчика.

18 марта

18 марта 1906 года — первый полёт аэроплана Vuia I. /Румыния/

Румынский инженер и изобретатель Траян Вуя (Traian Vuia) ещё в 1903 году, до полёта братьев Райт, предложил проект «аэроплана-автомобильного». Французская академия наук его отклонила, посчитав утопичным. Но патент инженер получил и в 1905 году воплотил его в виде самолёта Vuia I.

Вуя построил высокоплан необычной конструкции — с тянущим винтом и колёсным шасси. Оснащался он двигателем мощностью 25 л.с., работавшим на углекислом газе. Запаса топлива хватало на 5 минут работы.

В первом полёте, состоявшемся в Монтессоне, под Парижем, Vuia I пролетел всего 12 м на высоте 1 м. Стабильного полёта авиатору добиться не удалось. Но Vuia I вошёл в историю как первый моноплан с тянущим винтом и первый самолёт, который мог взлетать с обычной дороги, благодаря своему колёсному шасси. Он вдохновил Луи Блерио (Louis Blériot) заняться разработкой монопланов. Реплику Vuia I сегодня можно увидеть в Авиационном музее Бухареста.

19 марта

19 марта 1934 года — первый полёт летающей лодки для аэрофотосъёмки Ш-5. /СССР/

Для составления подробной карты СССР в конце 1920-х годов широко применялась аэрофотосъемка. Выполнялась она с обычных самолётов. Но в 1930 году было принято решение разработать для этих задач специализированный самолёт-амфибию. И в 1931 году начались работы над летающей лодкой Ш-5 по проекту конструктора Вадима Борисовича Шаврова.

Ш-5 представляла собой высокоплан комбинированной конструкции. Донный и подкрыльевые поплавки снимались и самолёт мог использоваться на колёсном или лыжном шасси. Устанавливались 2 × двигателя М-22 мощностью по 480 л.с. Крейсерская скорость — 187 км/ч, дальность полёта — 1200 км. На борту могло разместиться до 12 пассажиров.

Был построен прототип Ш-5, который передали на испытания. В конце 1934 года у него сломалась стойка шасси, но ремонтировать её не стали. К этом времени стало понятно, что Ш-5 устарела по своим характеристикам. Прототип списали и утилизировали.

20 марта

20 марта 1940 года — первый полёт бомбардировщика Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle. /Великобритания/

В 1938 году британское авиационное министерство объявило конкурс по спецификации B.9/38. Участники должны были спроектировать двухмоторный средний бомбардировщик, выполненный из недорогих материалов. Среди проектов был A.W.41 Albemarle от компании Armstrong Whitworth.

Это был среднеплан с двухкилевым хвостовым оперением. Каркас фюзеляжа сделан из стальных труб и обшит фанерой, а крылья частично были сделаны из дерева. Оснащался 2 × двигателями Bristol Hercules XI (1590 л.с). Максимальная скорость — 426 км/ч, дальность — 2100 км. Вооружение — 6 × 7,7-мм пулемётов Browning + до 1360 кг бомбовой нагрузки.

Характеристики A.W.41 Albemarle оказались хуже, чем у других средних бомбардировщиков (например, Vickers Wellington). Поэтому он стал выполнять разведывательные и транспортные задачи и применялся для буксировки грузовых планеров. Выпустили 602 самолёта A.W.41 Albemarle.

21 марта

21 марта 1935 года — первый полёт гидроистребителя Loire-Nieuport LN.210. /Франция/

ВМФ Франции в 1933 году сформировало требования к одноместному поплавковому истребителю для использования с корабельных катапульт. В конкурсе участвовали 4 проекта от разных компаний. В том числе и LN.210 от Société Anonyme Loire-Nieuport.

Инженеры Loire-Nieuport спроектировали цельнометаллический низкоплан с 3 поплавками (большой центральный + 2 маленьких подкрыльевых). LN.210 оснащался двигателем Hispano-Suiza 9Vbs мощностью 720 л.с. Максимальная скорость — 299 км/ч, дальность полёта — 750 км. Вооружение состояло из 4 × 7,5-мм пулемётов Darne.

На испытаниях LN.210 показал себя лучше конкурентов и Loire-Nieuport получили заказ на постройку 20 самолётов. Но во время эксплуатации произошло несколько аварий из-за недостаточной прочности крыла. В 1939 году все LN.210 были списаны из французских ВМФ.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории