Совсем давно мое первое знакомство с компьютером случилось в издательстве «Наука», где я работал в должности старшего инженера офсета и увидел впервые Макинтоши и саму MacOs . Тогда это были еще машины, работающие на процессорах Motorola , но завораживающей своей работой и возможностями. Фотовывод, верстка в PageMaker, обработка графики в Photoshop , все это было фантастикой. Потом появился QuarkXpress , который позволял вставлять в текст изображения, которые были такими, как их сделали изначально, без потери качества. Простота и наглядность приложений, используемых в MacOs , сделала меня активным поклонником этой системы, которым я являюсь и сейчас. Эту статью я набираю вперемешку на MacBook 2007 года и MacBook Air 2017 c последней установленной системой Big Sur . Старый MacBook мне нравится больше, не знаю почему, но это факт. И система OX Lion 7.5 мне очень нравится. Ничего не обновляется, не устанавливается из нового, но… что-то такое в ней есть, как и в старых Маках, что привязывает.
Вникать в суть компьютеров и операционных систем в моих планах не стояло. Даже могу сказать еще проще – понятие компьютер для меня было покрыто темной материей. Получив второе высшее образование в Полиграфическом институте на редактора, я снял с себя белый халат и окунулся в мир гуманитарный, где все пишут, издают, ну и так далее. Причем теперь я сам мог издавать то, что другие пишут. Это был период конца 80-х годов, начала 90-х. Книги издательства «Наука» всегда были и есть в моей библиотеке, так что я с интересом участвовал в их издании, да еще и на Маках. И тут возник интерес, вернее, желание постигать это, что ранее казалось фантастикой. Всю систему Маков нам ставили немцы, они и проводили обучение. Знание английского языка у них было на уровне моего монгольского, ну скажем, они знали несколько слов, но все остальное по немецки и по русски с большим акцентом. Но мы понимали друг друга, что вызывало общую радость. Умея читать англоязычные книги, я перечитал кучу изданий, касающихся программ, самой MacOs , и графическим нюансам при работе с соответствующими программами. В то время мало было людей, кто знал эту систему и программы. Это были Леша Пандре, который изготовил чуть ли не один из первых кириллические шрифты для Мака, Леша Думбар, постигающим свой разум в издательстве на Маке (называется это и по сей день DTP – Desk Top Publising). Это все меня завлекло и засосало в свою невозвратную пучину.
Я ездил затем в Одессу, устанавливать систему Мака в их типографию, относящуюся, по-моему, к порту и затем обучал их сотрудников с основами работы. Сравнивая с системой Майкрософт, люди постигали работу с Маками на ура. Пару раз сами сделают и все ясно. В Windows и по сей день на людей эта система наводит какой-то ужас я бы сказал. Хотя Microsoft содрал все с Apple , но как водится неудачно. Реестр – это просто супер, что могли сделать программеры. Из-за него и происходят все зависания и синие экраны. Помню, когда у меня стоял Мак SE, под системой В запускались программы WordPerfect , и еще чего-то такое, я забыл уже. А, и конечно игры Woolf и тоже не помню уже какая. На играх то Майкрософт и влился потом со своим убогим Windows . А уж потом, как пошли самосборы и IBM сперва, то и программеры стали отдавать предпочтение Билу Гейтсу. Он четко пронюхал ситуацию. Apple выпустила компьютеры для домохозяек, а Майкрософт пошел дальше и завоевал мир. Когда я еще в 1995 году, по-моему, связывался с европейским представительством Apple в Париже с целью привлечь их в нашу страну, они ответили мне, что не заинтересованы в экспансии своих продуктов. Ну, зато IBM и Майкрософт постарались. Что мы и имеем на сегодня. Зато Скандинавия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, и большинство самой Америки все на Маках. Вторым компом, который обычно включается лишь для игр, является комп на Майкрософт. И то это в Штатах и немного во Франции и Англии. Что касается викингов, то там все связано с яблоком.
После работы в издательстве «Наука» мне пришлось начать изучать это зло, что называется Windows . После Мака Windows постигается за несколько часов. Ну основные принципы работы и т. д. Если обратно, то почему-то дольше. Эта система, ее философия вообще не является эксклюзивом. Эксклюзив – это то, что изобрел Стив Джобс, а до него, если не ошибаюсь Xerox , но все равно он это сделал тем, чем мы с того времени пользуемся. После произнесения рекламного тезиса «Думай иначе» продажи Маков резко возросли в Америке. Затем другие рекламные кампании заставляли нервничать Майкрософт. На то время уже был выпущен Windows 3.1. И затем все его другие релизы. Если вспомнить релиз Windows 95, то на тот момент у Майкрософт был рекламный тезис – «Куда вы хотите пойти сегодня?». Apple ответила отличной рекламной кампанией: «Хороший вопрос, Microsoft, но что насчет завтра?». Apple намекает на будущее, которое будет за ним.
Windows мне никогда не нравился. Начиная с его первых релизов и заканчивая сегодняшним днем, я всегда называл эту систему пародией. Особенно, когда близко познакомился с Линуксом. Да, конечно же, я был рад купить себе лицензионную версию Героев III , играть в нее сутками, уходя в этот сказочный мир, работать в Microsoft Office , а сегодня и в его последнем релизе 365 по подписке (правда это больше для Мака сегодня), но необъяснимое чувство того, что это не система, а пародия меня не оставляло. Новейшие видео карты, выпущенные под винду и стоящие больших денег, как не крути, но заставляют покупать компы с этой системой. Но однажды, еще до выхода этих крутых карт и прочего железа, я увидел на каком-то сайте пингвина и очень заинтересовался. На тот момент у меня был Windows 2000, как помню. И мой любимый браузер Netscape Navigator . Жалко, что его Лиса поглотила, но браузер был шикарный.
Первое мое знакомство с Линуксом состоялось с Убунтой. Уж какой там версией не помню, но одной из первой. У меня было в компе два жестких диска. Я поставил ее на второй, не загрузочный. После всех тяжких моментов установки комп был перезагружен, и я очутился в мире Линукса, а точнее, Ubuntu . Первые впечатления, которые помню. Подобие Мака, близкое, но не Мак. А что касается Windows, не то. Вспомнил Мак, как-то все стало понятно, ну так процентов на десять. Программы все, включая LibreOffice по-моему как бы работали, но не то, что от Microsoft . А самым ужасным для меня стал терминал, через который все и происходило. Конечно, я не знал все эти простые команды, которыми пользуюсь сегодня, поэтому я понял, что сие это нечто ужасное и для кого не понятно. Перезагрузился и выбрал винду, но последняя слетела и пришлось все переустанавливать по-новой. Сколько потом я делал эту операцию, боюсь сосчитать, зато теперь есть автоматизм).
Пользование виндой происходило аж до 2017 года. Причем сперва эта была моя основная система, а когда я купил себе Мак, она переместилась на вторичную. Линукс у меня был, но про это дальше. Майкрософт (как и теперь Apple , кстати) всегда вызывал у меня образ полицейского надзора. Apple взял с них пример, причем конкретно, и теперь на старый Мак я не могу установить новые версии браузеров, программ, которые бы по любому запустились бы. Зачем это делать, заставляя людей тратить лишние деньги, я не понимаю. Но законы экономики, о которых еще писал Карл Маркс обходят мои понятия. Хочешь – покупай новое. Так жестоко. К Майкрософту это тоже во всей мере относится. Правильно это, или нет, не могу сказать. Но, наверное, в этом заключается смысл развития.
С Линуксом я окончательно подружился после прочтения нескольких книг, кучу информации из интернета. Самое страшное для меня был Терминал (смеюсь сейчас, набирая этот текст). Но это был факт. После Мака (в котором тоже есть он же) и винды (и там он есть), использовать это было для меня каким-то анахронизмом. Я так считал. Правда, сейчас, я только им и стараюсь пользоваться, так как нагляднее представления о происходящем я нигде не получу, но на тот момент это было страшно. Я начал учить команды. Читал книги по Линуксу, писал, учил, набирал. Потом меня посетила светлая мысль (этому моменту я обязан всем), что вообщем-то учить то не нужно. Пойми суть саму, а команды сам наберешь, если понимаешь английский и думаешь хотя бы чуток. В Ubuntu я понял, что все начинается с apt . Далее становится понятным, когда надо get подставить, когда не надо. Это я утрирую, но суть в этом. Например, команды install, remove и прочее они все одинаковы для всех.
Вникая в суть представления дисков в Линуксе, как отображаются встроенные, как внешние, как просто смонтировать внешний, если это само не произошло, как можно всем вообще управлять, я осознал всю революционность Линукса. Это не относится к Ubuntu или Fedora, Debian, OpenSuse . Это относится ко всему. Это Линукс. Ты получаешь то, что хочешь сделать под себя. Поэтому затем появились кеды (KDE), как результат привлечения людей с винды на линукс. Ну и другие оболочки. То, что я пишу сейчас очень сложно и даже страшно для понимая обычного пользователя.
Поэтому все ведущие разработчики Линукс систем стали думать о конечном пользователе. Стали переделываться установщики для простоты установки, стал дружелюбный Gnome , KDE вообще сейчас предлагает столько вариантов для настройки системы по себя, что винда бежит назад в красных кедах полицейского с Рублевки. Если MacOs можно считать ближе к Линуксу, к папе Debian , то все современные системы представлены в том виде, который обычный человек легко примет и будет использовать. Это радует.
Если, к примеру, раньше Fedora при установке, как и Gnome , так и KDE (что относится и к Ubuntu) вызывала сбои при выполнении различных операций, то теперь та же моя любимая Fedora 33 работает как часы, без вообще каких-либо сбоев, предлагая обычному пользователю комфорт в использовании. А Fedora в отличие от Ubuntu всегда была испытательный площадкой для всего нового. Ubuntu обновила свой установщик и магазин программ. К последнему у меня лично есть вопросы. Напихали кучу программ, которые не являются бесплатными, часть нерабочие, ну а часть можно признать хорошими. И, как всегда, последней версии LibreOffice нет. OpenSuse по ходу вообще в последних обновлениях системы решил ориентироваться на новейшие версии процессоров и материнских плат.
В чем есть трудность, как я считаю, для людей, решившихся перейти на Линукс, это еще возникающие трудности со встроенными видеоадаптерами. Тут как не крути могут быть сложности. И конечно же не уйду от темы игр. Во многих системах уже встроен Wine . Но, чтобы понять, как и что, информации нет. На этом поприще я думаю разработчикам надо поработать, как и безболезненного определения внешних видео и звуковых адаптеров.
Я ушел от винды, хотя один комп с ней есть. Запускаю только для обновления. Работаю на Линуксе и MacOs . Последняя тоже в последнее время разочаровывает, так как после смерти Стива Джобса обновления не совсем понятные стали прилетать чуть ли не каждую неделю, как в винде. Да и новые М1 тоже являются предметом для серьезных вопросов. Учитывая цену и сам брэнд, не совсем понятно, почему сие происходит. Перед тем, как перейти на Линукс, решите для себя – вы готовы немного подучиться, или то, что есть то и пусть будет. А постигнуть некоторых знаний придётся все же.
Читайте мой канал. Ставьте лайки и подписывайтесь. Всем хорошего дня и отличного настроения!