В ноябре 1947 года студия “20-й век - Фокс” приобрела неопубликованный роман У. Р. Бернетта “Стретч Даусон” за 35 000 долларов. Произведения этого автора со времен “Маленького Цезаря” являлись популярными основами для экранизации. Продюсером и сценаристом был назначен Ламар Тротти.
Проект, получивший в ходе разработки название “Жёлтое небо” ( Yellow Sky ), являлся вестерном. Тротти имел положительный опыт работы над другим вестерном “Случай в Окс-Боу” ( Ox -Bow Incident , 1943) в сотрудничестве с режиссером Биллом Веллманом. Именно его он пригласил делать и новый проект.
Изначально на главную женскую роль была выбрана Полетт Годдард. Однако Веллман посчитал её неподходящей для образа боевитой девчонки с мужским именем Майк. Рассматривали кандидатуру Лорен Баколл, но кинокомпания Warners , у которой с ней был контракт, отказалась отпустить актрису. Джин Питерс сама отказалась от роли, посчитав её слишком сексуальной.
Наконец, Веллману удалось найти исполнительницу, которая удовлетворяла его требованиям и была доступна. На роль Майк взяли Энн Бакстер. “Желтое небо” стал её 23-м фильмом.
Роль Стретча Даусона, главного героя, студия предложила Грегори Пеку. Он являлся восходящей звездой, и “20-й век - Фокс” считала его имя на афишах важным элементом коммерческого успеха кинолент.
Ещё одним молодым дарованием, с более короткой фильмографией, но радужными перспективами, был Ричард Видмарк. Его Веллман взял на роль самого психологически сложного персонажа Дьюда.
В служебной записке глава студии Дэррил Ф. Занук предложил Уолтера Хьюстона на роль Дедули и Фреда Кларка на роль Длинного. Однако эти важные роли второго плана достались Джеймса Бартону и Джону Расселу соответственно.
По сюжету, в 1867 году банда преступников грабит банк и бежит от отряда кавалерии США в пекло пустыни. Полагая, что преступники погибнут в песках, отряд прекращает преследование. Но банда выживает. Она попадает в город-призрак, носящий странное название Желтое небо. Единственные обитатели - Дедуля и его дерзкая внучка Майк. Они помогают бандитам восстановить силы, ожидая, что те уйдут. Однако бандиты этого не делают. Они обнаруживают, что старик и его внучка добывают золото. Преступники решают забрать то, что уже добыто. Л идер б анды - Стретч - заключает с Дедулей сделку поделить золото пополам, если тот расскажет, где оно спрятано. Остальные члены банды не согласны. Узнав местоположение сокровища, они забирают всё. Трения перерастают в кровавую кульминацию.
Съёмки начались 26 мая 1948-го года в соляной пустыне Долины Смерти, в 300 милях от Голливуда. Актеры и съемочная группа проживали в гостинице Furnace Creek, арендованной у Pacific Coast Borax Company. Стояла ужасная жара, но Веллман не делал никаких скидок на это. Работали, обливаясь потом, с раннего утра до позднего вечера.
Затем производственный процесс переместился к Лоун Пайн, в Восточной Высокой Сьерре, где часто снимались голливудские вестерны. Была собрана бригада из более чем 150 мужчин и женщин, чтобы построить город-призрак на месте старых вестерн декораций, назвавшихся «Последний форпост». Их Том Микс воздвиг для производства своих картин еще в 1923-м году. На несколько недель съемочная группа поселилась в отеле Dow . По воскресеньям был выходной, и все дружно играли в софтбол, ходили на рыбалку или гуляли по горам – многие запомнили “Жёлтое небо” как хорошее времяпровождение. Лишь несколько дней оказались заняты съёмками в павильоне “20-й век - Фокс” в Голливуде. В основном весь фильм делался на натуре.
Режиссер обожал оператора Джо Макдональда за то, какую четкую и контрастную картинку он мог запечатлеть. Действительно, ночные сцены “Жёлтого неба” получились потрясающе атмосферными и приятными для глаза, а дневные идеально передающими все оттенки черно-белой кинематографии.
С Грегори Пеком поначалу была небольшая проблема. С точки зрения правдоподобия Веллмана беспокоили благородные манеры актёра. Образ хорошего парня не вязался с образом грубого, небритого, бесхитростного преступника. Однако режиссер не имел полномочий заменить исполнителя главной роли. Тогда он решил добавить Стретчу побольше злодейских поступков, чтобы подчеркнуть его преступную сущность. Так появилась сцена, где главный герой бьёт ногой по голове товарища из банды. Стретч пинает ее как футбольный мяч, когда Длинный во время драки выныривает из-под воды, чтобы глотнуть воздуха.
Энн Бакстер сыграла главную женскую роль в полном соответствии с задумкой Веллмана: прыгая, стреляя или дерясь, как один из парней. У нее была лишь проблема с Грегори Пеком. Хотя актёр относился ко всем вежливо и уважительно, он дистанцировался от коллектива, и в нерабочее время исключал панибратство. Вместо этого он продолжал работать над ролью в своей комнате, постоянно репетируя. Индивидуализм и сдержанное поведение Пека отчего-то взбесили Энн Бакстер. В качестве мелкой мести она не стала сдерживаться во время съёмок драки с Пеком. По воспоминаниям свидетелей, актриса била кулаками, ногами, боролась, бросала грязь в лицо своему партнеру с таким остервенением, будто это на самом деле была жестокая схватка. Позже Веллман сказал: «Она выбила из него дух». Грегори Пек принял это как естественную часть работы актёра. Жалоб с его стороны не последовало.
Пек, вообще, показал себя очень терпеливым и выносливым. Ещё до съёмок он повредил себе лодыжку, но никаких скидок просить не стал. В сцене, где его герой ловко бегает по валунам, скачет с камня на камень ему не потребовался дублёр, он выполнил все необходимые перемещения лично.
Премьера фильма состоялась 24-го декабря 1948-го года. Картина была хорошо встречена и публикой, и критиками. Рецензенты дали высокую оценку съёмке, режиссуре и сценарию.
Босли Кроутер из The New York Times был в восторге: «Грохочут выстрелы, мелькают кулаки, а страсти переплетаются в стиле лучших реалистических вестернов. Уильям А. Веллман управляет натяжением стальной пружины от начала до конца.»
Позднее Кристофер Туки написал: «... превосходный вестерн ... атмосферная режиссура Веллмана (эффективно использованы естественные звуки) и четкая картинка Джозефа Макдональда делают его в чем-то особенным. Сценарий Ламара Тротти следует изучать начинающим сценаристам на предмет минимального использования диалогов, за что он получил награду от Гильдии писателей Америки».
Ряд критиков назвал сюжет фильма сходным с шекспировской "Бурей", которая была многократно экранизирована с 1908 года. Одна из рецензий гласила: «Фильм: Желтое небо. Насладитесь этим превосходным вестерном, как искусным полотном с Грегори Пеком, Ричардом Видмарком, Энн Бакстер, великолепно изобразившими своих персонажей. Уильям Веллман дает достаточно подсказок знающим людям, чтобы распознать в киноленте пересказ "Бури", о том, как старый старатель и его дочь [на самом деле внучка] стерегут свое золото." Хотя Веллман старался не читать рецензии, сравнение с классической пьесой удивило его, и он написал об этом: «Я должен чувствовать себя очень польщенным, но, к сожалению, это не так. Почему? Потому что я никогда не читал Шекспира и не собираюсь начинать сейчас. Мой чтение было очень ограниченным – литература для моих картин - Джим Мюррей каждое утро в Los Angeles Times , Стюарт Олсоп в Newsweek и несколько других писателей. Вымысел? Нет! … Честно говоря, мне очень жаль, что я не так хорошо образован, как тот, кто знаком с Шекспиром и прочитал «Бурю»».
Сборы киноленты составили 5,6 млн. долларов – существенная сумма для черно-белого вестерна. Это был коммерческий успех. Но потом, загадочным образом, о фильме забыли. Хотя Веллман считал его одним из своих любимых и наиболее удачных, отчего-то он быстро исчез из рассмотрения кинокритиков и не получил того места, которое заслуживает, в списках лучших голливудских вестернов. “Жёлтое небо” – это недооцененный шедевр черно-белого кино.
(с) Свен Железнов
Если интересны статьи про вестерны - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Также читайте:
Старый добрый вестерн нуар: “Территория Колорадо” (1949)
Линчевать нельзя помиловать: “Случай в Окс-Боу” (1943)
Вестерн по-аргентински: “Путь Гаучо” (1952)
Целлулоидная жизнь “Мужа индианки”: история забытого вестерна
Последнее рандеву Рауля Уолша и Эролла Флинна: вестерн “Серебряная река” (1948)