Всем привет дорогие друзья. Многие владельцы наших отечественных внедорожников спорят о карданных валах на наши родные нивы и уазы. Какой же лучше кардан на крестовинах или на шрусах?
Очень интересный вопрос. В общем у этих двух видах карданных валов есть свои плюсы и минусы и их необходимо учитывать исходя и разных условиях эксплуатации.
Так давайте я вам попробую объяснить в каких ситуациях лучше поставить карданный вал на крестовинах а в каком случае лучше на шрусах.
Давайте поговорим о классическом карданом валу на крестовинах. В классическом карданном валу имеются два уха, которые расположены перпендикулярно относительно друг друга. В этих ушах имеются посадочные места под игольчатые подшипники, в которые вставляется крестовина. крестовина является основным связующим элементом в данном механизме.
С помощью такого соединения делается возможным передача вращения между валами, размещёнными под некоторым углом. И тут приходится столкнуться с неприятной особенностью шарнирной передачи – ведомый вал вращается не синхронно с ведущим. Когда углы между валами увеличиваются, несинхронность так же возрастает, из-за чего возникает вибрация и потеря крутящего момента. Предельный угол отклонения шарнирного кардана – 30-36 градусов, по достижению которого он может заклинить или сломаться- следственно выход из строя всего узла в автомобиле а то и хуже. Ноооо, следует учесть то что такого кардан прост в ремонте. Крестовина порой стоит 350 р и замену можно произвести чуть ли на коленках в поле. А ресурс данного узла по прежнему считается не малым. Так же хотелось еще сказать то что данный вид соединения может выдерживать большие нагрузки крутящего момента.
По этой причине, для переднеприводных автомобилей такое соединение не подходит – кроме того, что происходит смещение моста относительно коробки передач, так ещё и меняются углы при повороте колёс. Все это заставляет работать шарнир при критических углах постоянно.
(ШРУС).
В таком шарнире применяется абсолютно другая схема соединения, основными элементами которой являются:
- Разную численность шариков;
- Два кольца (наружное и внутреннее) с канавками, по которым двигаются шарики;
- Сепаратор для ограничения их движения.
Этот ШРУС самый распространённый, существуют и другие варианты конструкции шарнира.
Плюсы у данного вида соединения довольно внушительные. К примеру :
Самый большой угол, не критической работы шарнира равных угловых скоростей, доходит до 70 градусов, при этом нет ограничения в угле поворота основ. Получается что, по своим возможностям ШРУС значительно превосходит шарнирные передачи.
Как же правильно выбрать ?
Из выше сказанного понятно, что даже автомобили с задним приводом подходят для установки ШРУСовой передачи, но почему не так часто встречаются такие решения?
И вообще, что на самом деле лучше из этих двух вариантов?
Давайте сформулируем мысль четко по факту .Если вам приходиться эксплуатировать заднеприводный автомобиль в городских условиях и вам редко приходиться выезжать на трассу, то платить лишние деньги за ШРУСовое соединение не имеет смысла. А если рассматривать ситуацию с внедорожниками то шрусовое соединение сильно ослабляет свое соединение при больших углах наклона. Также есть риск порвать пыльник а если не уследить за пыльником то можно лишиться шруса. Что тоже не хорошо . так как как правило шрусовые карданны стоят дороже.
Можно сказать так, шрусовые карданы нужны в тех случаях когда вы часто ездите на больших скоростях к примеру по трассе. И дабы уменьшить вибрации а то и вообще их убрать можно поставить карданн со шрусом. В городской эксплуатации где скорости ниже вы разницу боюсь не ощутите.
Еще бы хотел сказать то что шрус высокотехнологическая конструкция и требует к себе особого внимания и особой смазки и как я уже сказал боиться порванного пыльника. Так же такие карданы не могут выдерживать такую же нагрузку как и кардан на крестовинах поэтому если вы любите месить грязь на своем внедорожнике то шрус я боюсь вам не подойдет так как есть риск его сломать.
Шрусовые карданы не плохие, они могут выдерживать большие скорости , могут крутиться при больших углах поворота. Я думаю что в будущем при улучшении прочности металлов и усовершенствование технологии производства такие карданы будут более мощнее и надежнее так как технологии не стоят на месте.