Найти в Дзене
История Мира

История Армении

Армянский народ - один из древнейших современных народов. Он пришел в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины.
Армянское нагорье - один из центров возникновения человеческой цивилизации. В различных районах нагорья, у подножия горы Арагаца, в ущелье Раздана (Арзни, Нурнус),

Армянский народ - один из древнейших современных народов. Он пришел в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины.

Армянское нагорье - один из центров возникновения человеческой цивилизации. В различных районах нагорья, у подножия горы Арагаца, в ущелье Раздана (Арзни, Нурнус), обнаружены примитивные каменные орудия, изготовленные около полумиллиона лет назад, во времена древнего каменного века - палеолита. Уже в эту эпоху развивалось земледелие. Культивировались хлебные злаки, плодовые растения, обильно распространенные в диком виде в различных районах нагорья. 

Впервые в истории название “Армения” встерачется в надписи персидского царя Дария, высеченной на трех языках в 521 г.до н.э. на Бихистунской скале близ города Керманшах. Интересно, что на эламском и древнеперсидском языках страна названа Арменией, а в ассирийском тексте - Урарту. 

На одной из самых древних карт мира - Звездообразной Вавилонской карте на глиняной плите (V в. до н.э.) из шести стран, изображенных на ней, одна это Армения.Ранние сведения об армянах и Армении есть также у древнегреческих авторов V века до н. э. — Геродота и Ксенофонта.

Великая Армения:

С самого начала своего существования Армянское государство было вынуждено вести непрерывную борьбу за независимость против Мидийского царства, Ахеменидской Персии и греко-македонских завоевателей. Во второй половине IV в. до н.э. Армения стала добычей преемников Александра Македонского -селевкидов. В 190 г до н.э. воспользовавшись ослаблением селевкидов, двое их же сатрапов (стратегов) - армянские князья Арташес и Зарех, объединив вокруг себя армян, восстали и полностью освободили страну. Впоследствии Арташес присоединил к великой Армении часть малой Азии и ряд областей к северу, от озера Севан до Куры и Каспия. 

Самый выдающийся представитель династии Арташесидов - Тигран Великий (95-55 гг. до н. э.) еще больше расширил владения Великой Армении и создал обширную империю от Каспийского моря до Черного и на юге до Средиземного. С царствования династии Арташесидов начинается бурное развитие экономики Армении и подъем духовной жизни народа. Армения становится одним из очагов самобытной культуры, которая по времени совпадает с греческой культурой эллинистической эпохи, имея с ней много общих черт. Развалины архитектурных памятников этого времени и по сей день поражают воображение; среди них видное место занимает крепость Гарни со знаменитым языческим храмом. 

К этому времени относится и возникновение армянского театра. Римский историк Плутарх рассказывает, что Армянский царь Артавазд II создал театр в Арташате (56 г. до н. э.), где ставились пьесы греческих и армянских авторов. Древние армяне придавали большое значение всяческим оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существ (вишапы, дэвы и др.)

Создание армянской письменности:

В 301 г. Армения первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии, что привело к сближению Армении с Римом, но вызвало конфликт с Персией. В это же время разгорается борьба между Персией и Римом за господство над Арменией. Которая закончилось разделение Армении на две части. Восточная (большая часть) попала под власть персов. В это время и после происходили значительные миграции армян в византийскую Малую Азию, Константинополь и европейскую часть империи. 

В период этих тяжелых испытаний решающую роль для сохранения национальной самобытности и культуры армянского народа сыграло создание в 396 г. армянской письменности. Ее творцом стал гениальный Месроп Маштоц. Письменность явилась мощным оружием для национального самосохранения. В 438 году персидским царем Йездигердом вторым для армян были убраны некоторые привилегии и приказано было перейти в зороастризм. Эти требования спровоцировали восстания в Армении, началась война между войсками повстанцев и сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва, в ходе которой погиб предводитель восстания - армянский полководец (спарапет), князь и национальный герой Вардан Мамиконян. Несмотря на пирровую победу персов, Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. К тому же вновь начали беспокоить гунны. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство. Аварайрская битва была битвой за право отстоять христианскую веру, которую армянский народ принял в 301 году, за право быть и оставаться армянином. 

В этот период жил и творил крупнейший мыслитель, математик, астроном и географ Анания Ширакаци, давший научное объяснение затмений Солнца и Луны, отстаивающий идею шарообразности Земли. Период от Маштоца до Ширакаци был одним из самых плодотворных в истории армянской культуры.

Армяне в Византийской империи:

Армяне занимали видное место в составе господствующего класса Византии․ В рамках Византийской империи сосуществовало множество различных групп населения, отличающихся по национальному и языковому признакам, но только армянам было позволено поддерживать свою собственную культуру. Армянский язык был вторым официальным наряду с греческим. Самым ярким представителем этой династии, при котором Византия добилась могущества и расцвета, был армянин Василий II․ 

В связи с тем, что Армения не признала Четвёртый Вселенский (Халкидонский) собор (451), на отношения между Византией и Арменией оказывали влияние попытки официальной византийской церкви обратить Армянскую церковь к халкидонизму․

Золотой век в армянской истории:

С конца IX века династия Багратидов привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъёму, обозначив, таким образом, новый золотой век в армянской истории. В 885 году Армения была признана суверенным царством двумя главнейшими силами региона: Арабским Халифатом и Византийской империей. Примерно через 450 лет после падения Великой Армении армянское государство было восстановлено. С начала X века Византийская империя признала политическую гегемонию Армении в Закавказье — по крайней мере, в отношении христианских государств. Халифат, в свою очередь, присудил армянским царям титул «шахиншах» — царя царей․ В период существования Армянского царства Багратидов ещё более развивались историография, философия, математика, медицина, литература, архитектура, миниатюра, фресковая живопись, декоративно-прикладное искусство и другие отрасли искусства и науки, в целом эпоха ознаменовалась культурным возрождением․

Армянский католикосат:

Несмотря на то, что к концу XI века по большей части армянские королевства были разрушены, продолжала существовать церковная власть в лице католикоса, традиционно избираемого из рода Пахлавуни. В результате завоевания столицы Армении города Ани Визанитией в 1045 году, а затем сельджуками в 1064 году, было положено начало изгнанию католикосата. В течение почти столетия резиденция католикоса армян, в зависимости от расклада внешних и внутренних сил, переносилась из Каппадокии в Ефратес. 

В XII веке кафедра католикоса армян была перенесена в Киликию, сначала в город Ромклу, а затем в Сис. Резиденция католикоса армян в Киликии продержалась два столетия, с падением армянского Киликийского царства престол Католикоса всех армян в 1441 году из Киликии возвратился в Святой Эчмиадзин, где находится и в настоящее время.

В отличие от других армянских земель, в Киликии помимо доминирующей традиционной армянской церкви присутствовали также христианские церкви других течений, прежде всего католическая. Это обстоятельство объясняется тем, что армянское государство было торговыми воротами востока, а также рассматривалось папством, как союзник и перевалочный пункт во время крестовых походов. Католическая церковь, в лице её главы папы Римского, осознавая важность Киликии, старалась распространить своё влияние на армянское государство и уменьшить влияние армянской церкви. Римские легаты и миссионеры пытались склонить королевство к католицизму. Несмотря на то, что они вели активную деятельность, она не принесла им ощутимых дивидендов, и влияние армянской церкви не уменьшилось.

Хронологическая таблица истории Армении:

IV - III тысячилетия до н. э. - Возникновение праармянских племенных союзов на территории Армянского нагорья.

869 год до н. э. - Упоминание о первом царстве государства Урарту-Араме в ассирийских клинописях.

782 год до н. э. - Основание крепости-города Эребуни

550 год до н. э. - Упоминание обАрмянском царстве в хрониках Ксенофонта.

520 год до н. э. - Упоминания страны Arminiya и народа Armina в Бехистунской трехъязычной надписи царя персов Дария I.

VI - V века до н. э. - Завершение этнического оформления армянского народа и формирования армянского языка.

95-56 годы до н. э. - Царствование Тиграна II (Великого), эпоха расцвета древнеармянской государственности.

301 год - Принятие армянами христианства как государственной религии․

387 год - Раздел древнеармянского государства между Римом и Персией.

405 год - Создание Месропом Маштоцем армянского алфавита.

451 год, 26 мая - Сражение полководца Вардана Мамиконяна с персами при реке Тхмут (Аварарийская битва).

859 год - Образование вассального Арабскому Халифату Армянского княжества.

885 год - Основание династии Багратидов и восстановление государственности в Армянском царстве Багратидов.

1045 год - Завоевание Армении Византией и турками сельджуками.

1080 год - Основание династией Рубенидов Киликийскогоармянского государcтва.

1124 год - Освобождение города Ани от турок-сельджуков.

1236 год - Начало нашествия монголов на Армению.

1375 год - Падение Киликийского Армянского царства от нашествия египетских мамелюков.

1441 год - Перенос Престола Каталикоса всех армян в Эчмиадзин.

1639 год - Раздел Армении между Османской Турцией и Персией.

XVI век - Обращения армян к европейским государствам с просьбами о защите от турок и персов.

XVII век - Армянские посольства в России.

1724 год - Создание армянским полководцем Давид-Беком независимого Армянского княжества в Сюнике.

1812 год - Победа русских войск над персами при реке Аракс.

1813 год - Подписание Россией и Персией Гюлистанского договора.

1826-1828 годы - Вторая война с Персией. Присоединение к России Восточной Армении по Туркменчайскому договору.

1828 год - Образование Армянской области в составеРоссийской империи.

1849 год - Создание Эриванской губерни в составе Российской империи.

1878 год - Подписание Сан-Стефанского договора.

1894 - 1909 год - Резня армян в Сасуне, Константинополе, Трапезунде, Эрзеруме, Себастии, Ване, Баязете, Адане.

1914 год - Начало Первой Мировой Войны. Вступление Турции в войну на стороне Германии. Уничтожение военнослужащих армянской национальности в турецкой армии.

1915 год - Османская империя устраивает геноцид армян․

1918 год – Востановление армянской государственности. Провозглашение Республики Армения․

1920 - Установление в Армении Советской власти.

1991 год - независимость от СССР, создание Республики Армения․