Первый «Товарищ» - четырехмачтовый барк, советское парусное судно для подготовки кадров СССР. Построен в 1892 году в Белфасте (Северная Ирландия) как грузовое парусное судно под названием «Лауристон» с корабельным парусным вооружением (на всех мачтах поднимались только прямые паруса).
У судна был стальной корпус и частично рангоут. В 1908 – 1909 годах парусник был переоснащен как барк (на бизань-мачте поставили косой парус). В 1916 году его приобрело русское правительство, и он стал использоваться как буксируемый угольный лихтер. После Великой Октябрьской революции судно захватили интервенты и угнали в Англию. Только в 1921 году барк был возвращен молодой Советской Республике. В 1922 году в Петрограде начато его переоборудование в учебное парусное судно. Вскоре барк получил новое имя «Товарищ» и был передан морскому техникуму. Рейс «Товарища» к берегам Англии, в Порт-Тол-бот, в 1923 году был первым плаванием учебного судна и первым походом советских моряков за границу. В 1926 - 1927 годах «Товарищ», за 97 суток пересек Атлантический океан и посетил ряд стран Южной Америки.
На судне, курсировавшем по Черному морю, ежегодно проходили учебную практику курсанты морских школ и техникумов. Осенью 1941 году в Мариуполе парусник был захвачен гитлеровцами и потоплен. Сейчас в парке города Мариуполь установлен якорь барка «Товарищ», поднятый со дна моря.
Краткая характеристика судна:
Водоизмещение судна 4750 тонн, максимальная длинна с бушпритом более 101 м, общая площадь парусов 3005 кв. м, экипаж 32 человека, число курсантов до 120 человек.
Второй «Товарищ» - трехмачтовый барк, учебное судно Херсонского мореходного училища имени лейтенанта Шмидта. Построен в 1933 году в Гамбурге под названием «Горх Фок» и действовал в составе ВМС Германии как учебное судно. Передан СССР при разделе немецко-фашистского флота между союзниками согласно решениям Потсдамской конференции глав союзных держав в 1945 году и переименован в «Товарищ».
Советский флаг на судне был поднят в 1950 году. В 1951 году «Товарищ» совершил свой первый рейс вокруг Европы, а затем ряд походов вокруг Африки и через Атлантический океан, принимал участие в международных парусных регатах «Операция Парус» и занимал призовые места. В 1981 году под командованием капитана О. В. Ванденко совершил поход к берегам Южной Америке.
За 30 лет «Товарищ» прошел под парусами более 275 тысяч миль, на его борту обучалось более 7500 курсантов из 12 мореходных училищ.
Краткая характеристика судна:
Водоизмещение около 1800 т, длинна 89 м, скорость 8 уз, общая площадь парусов 1860 м, экипаж 45 человек, число курсантов до 140 человек.
После распада СССР, несмотря на заявленную возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк был направлен для ремонта в Великобританию.
В 2003 году общество «Tall-Ship Friends» выкупило «Товарищ» у украинского министерства образования. В том же году был отправлен в город Штральзунд, где 25 сентября был встречен с официальными почестями. Начиная с 2004 года, на «Народной верфи» Штральзунда, барк был подвергнут реставрации.
29 ноября 2003 года судно было возвращено его прежнее имя «Gorch Fock I», с которым он был зарегистрирован в Немецком морском Регистре.
С 2005 году «Gorch Fock» был размещен в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки.