Найти тему
Дмитрий Гаврилов

Два «Товарища»

Первый «Товарищ» - четырехмачтовый барк, советское парусное судно для подготовки кадров СССР. Построен в 1892 году в Белфасте (Северная Ирландия) как грузовое парусное судно под названием «Лауристон» с корабельным парусным вооружением (на всех мачтах поднимались только прямые паруса).

Четырехмачтовый барк "Лауристон"
Четырехмачтовый барк "Лауристон"

У судна был стальной корпус и частично рангоут. В 1908 – 1909 годах парусник был переоснащен как барк (на бизань-мачте поставили косой парус). В 1916 году его приобрело русское правительство, и он стал использоваться как буксируемый угольный лихтер. После Великой Октябрьской революции судно захватили интервенты и угнали в Англию. Только в 1921 году барк был возвращен молодой Советской Республике. В 1922 году в Петрограде начато его переоборудование в учебное парусное судно. Вскоре барк получил новое имя «Товарищ» и был передан морскому техникуму. Рейс «Товарища» к берегам Англии, в Порт-Тол-бот, в 1923 году был первым плаванием учебного судна и первым походом советских моряков за границу. В 1926 - 1927 годах «Товарищ», за 97 суток пересек Атлантический океан и посетил ряд стран Южной Америки.

Один из капитанов барка "Товарищ" Дмитрий Афанасьевич Лухманов
Один из капитанов барка "Товарищ" Дмитрий Афанасьевич Лухманов

На судне, курсировавшем по Черному морю, ежегодно проходили учебную практику курсанты морских школ и техникумов. Осенью 1941 году в Мариуполе парусник был захвачен гитлеровцами и потоплен. Сейчас в парке города Мариуполь установлен якорь барка «Товарищ», поднятый со дна моря.

Краткая характеристика судна:
Водоизмещение судна 4750 тонн, максимальная длинна с бушпритом более 101 м, общая площадь парусов 3005 кв. м, экипаж 32 человека, число курсантов до 120 человек.
Память четырехмачтового барка "Товарищ"
Память четырехмачтового барка "Товарищ"

Второй «Товарищ» - трехмачтовый барк, учебное судно Херсонского мореходного училища имени лейтенанта Шмидта. Построен в 1933 году в Гамбурге под названием «Горх Фок» и действовал в составе ВМС Германии как учебное судно. Передан СССР при разделе немецко-фашистского флота между союзниками согласно решениям Потсдамской конференции глав союзных держав в 1945 году и переименован в «Товарищ».

Трехмачтовый барк "Товарищ"
Трехмачтовый барк "Товарищ"

Советский флаг на судне был поднят в 1950 году. В 1951 году «Товарищ» совершил свой первый рейс вокруг Европы, а затем ряд походов вокруг Африки и через Атлантический океан, принимал участие в международных парусных регатах «Операция Парус» и занимал призовые места. В 1981 году под командованием капитана О. В. Ванденко совершил поход к берегам Южной Америке.

Капитан Олег Павлович Ванденко
Капитан Олег Павлович Ванденко

За 30 лет «Товарищ» прошел под парусами более 275 тысяч миль, на его борту обучалось более 7500 курсантов из 12 мореходных училищ.

Краткая характеристика судна:
Водоизмещение около 1800 т, длинна 89 м, скорость 8 уз, общая площадь парусов 1860 м, экипаж 45 человек, число курсантов до 140 человек.

После распада СССР, несмотря на заявленную возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк был направлен для ремонта в Великобританию.

В 2003 году общество «Tall-Ship Friends» выкупило «Товарищ» у украинского министерства образования. В том же году был отправлен в город Штральзунд, где 25 сентября был встречен с официальными почестями. Начиная с 2004 года, на «Народной верфи» Штральзунда, барк был подвергнут реставрации.

29 ноября 2003 года судно было возвращено его прежнее имя «Gorch Fock I», с которым он был зарегистрирован в Немецком морском Регистре.

С 2005 году «Gorch Fock» был размещен в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки.

Музей "Gorch Fock"
Музей "Gorch Fock"