Вторая часть джаз-ориентированных рок-альбомов в отличие от первой, где речь шла о трех разных коллективах, была посвящена одной команде. Сегодня я вернусь к первоначальному формату, а потом попробую их чередовать.
Напоминаю, что в данной серии заметок мы обсуждаем, не только джаз-рок/фьюжн как таковой (об этом явлении будет ещё и отдельная серия статей), но и альбомы рок-исполнителей с определенными джазовыми влияниями в музыке.
Dave Matthews Band "Big Whiskey and the GrooGrux King" 2009. Рейтинг на джаз-архивах - 4.57, на allmusic - 4.25.
Безумно, дико популярная команда в Штатах и по всему миру Dave Matthews Band незаслуженно мало известна в нашей стране. Рекордсмены по платиновым релизам, номинанты и лауреаты премии Грэмми, многократные лидеры хит-парадов Billboard. Но всё это там. А спроси среднестатистического российского меломана, и получишь в большинстве случаев недоуменное пожатие плечами.
Понятно, что упертого "знатока" ни в чем не переубедишь, но непредвзятым любителям хорошей музыки я очень рекомендую послушать представленный альбом.
Dave Matthews Band получил известность как джем-бэнд, отдал дань американской версии альтернативного глянцевого поп-рока и, соединив эти две, казалось бы, несовместимые вещи выдал действительно превосходную запись."Big Whiskey and the GrooGrux King" - это, помимо всего прочего, дань уважения саксофонисту Лерою Муру (LeRoi Moore), одному из основателей группы, ушедшему в 2008 году.
Упругая, в меру жесткая, но отнюдь не экстремальная музыка с легкими джазовыми касаниями. Прекрасная гитарная и вокальная работа лидера команды Дэйва Мэтьюса. Много ассоциаций с известными рок-звездами. Самая неожиданная в части вокала - с героем харда Филом Лайноттом. Ровные, но разнообразные песни. Первое место хит-парада Billboard, две номинации на Грэмми. И очень высоко ценимое лично мной чувство иронии и самоиронии.
Ютуб-канал Dave Matthews Band
Bill Bruford "One of a Kind" 1979. Рейтинг на джаз-архивах - 4.33, на allmusic - 4.50, на прог-архивах 4.11.
Позвольте обойтись без перечисления заслуг Билла Бруфорда и проектов, в которых он участвовал. Фигура знаменитого прог-рокового барабанщика требует отдельного разговора, к которому мы, даст бог, вернемся.
Что же касается второго сольного альбома Бруфорда, то он представляет собой как раз именно чистейший и беспримесный джаз-рок высшей пробы. Выпущенный аккурат после окончания недолгого романа Билла с группой U.K., он в каких-то моментах первый диск "британцев" и напоминает. Удивительного здесь ничего нет. Ровно половина состава U.K. играет на сольнике Бруфорда. Кроме него самого - это обладатель уникальной гитарной техники Аллан Холдсуорт (Allan Holdsworth). Плюс в роли сессионщика выступает скрипач Эдди Джобсон (Eddie Jobson), чья скрипичная партия украсила всего одну, но великолепную композицию "Forever Until Sunday". Хотя сравнений с более джазовыми вещами Return To Forever, Weather Report, Brand X и Jean-Luc Ponty диску "One of a Kind" всё равно не избежать.
Взрывные ритмы самого Билла и пламенная гитара Холдсуорта удачно дополняются напористым басом Джеффа Берлина, в обширной дискографии которого не только собственные альбомы, но и многочисленные работы со с звездами джаза, ритм-энд-блюза, прог-рока, поп-музыки, а также удивительно красочными клавишными Дейва Стюарта (Dave Stewart), широко известного любителям стиля canterbury scene и успевшего поиграть в National Health, Hatfield & North, Egg, Arzachel. Все музыканты - признанные мастера своего дела. Все знают себе цену, но никто не пытается тянуть одеяло на себя. На редкость сбалансированная запись. Каждый участник вносит свой вклад в правильное равновесие, чтобы создать отлично звучащее сочетание инструментов в композициях.
Ютуб-канал ohmproduct
Jazz Q (Jazz Q Praha) "Symbiosis" 1974. Рейтинг на джаз-архивах - 3.88, на allmusic - 4.50, на прог-архивах 4.12.
На протяжении всей истории пражского джаз-рокового коллектива Jazz Q со всеми многочисленными кадровыми изменениями его лидером неизменно оставался клавишник Мартин Кратохвил (Martin Kratochvíl). От увлечения акустическим фри-джазом в 1960-е он пришел к электрическому джаз-блюз-року/фьюжну 70-х. В период с 1970 по 1984 годы он записал с участием других известных чехословацких музыкантов несколько альбомов в соответствующей стилистике, первым из которых стал совместный опус с другой знаменитой пражской группой The Blue Effect "Coniunctio" (1970), представлявший собой интересную экспериментальную смесь рока, фьюжна и фри-джаза. Об этом диске мы писали в заметке: Чехословацкий рок 70-х. Часть 1.
Сегодня мы предлагаем послушать ещё одну пластинку Jazz Q под названием "Symbiosis", многими слушателями и критиками признаваемую лучшей в дискографии ансамбля. Вокальные партии на записи 1974-го года исполнила англичанка Джоан Дагган (Joan Duggan), которая в то время была женой гитариста Jazz Q Франтишека Франкла (František Francl).
Рецензенты сравнивали вокал Джоан с Нико (Nico), а клавишные Мартина с Брайаном Огером (Brian Auger), отмечали великолепные гитарные соло Франкла.
В целом "Symbiosis" - отличная джазовая работа с отчетливым блюзовым привкусом, легким налетом психоделичности, гармонично звучащим басом, расслабленной атмосферой. Если не знать, что этот альбом родом из страны соцлагеря, то предположить это при прослушивании решительно невозможно. Ещё один увесистый булыжник в огород тех, кто настроен делить музыку не по качеству замысла и исполнения, а по географическим, идеологическим и национальным признакам.
#dave matthews band #bill bruford #jazz q
Предыдущие статьи:
Jazz Related Rock. Некоторые важные альбомы. Часть 1.
Jazz Related Rock. Некоторые важные альбомы. Часть 2.