Найти в Дзене

Если на Луне такая высокая наэлектризованность, почему не вышли из строя советские "Луноходы"?

Оглавление
В недавней статье мы рассматривали предположение, касавшееся одного малоизвестного аспекта приключений американских лунонавтов. Поверхность Луны сильно наэлектризована (примерно до 5 киловольт), что неизбежно вызвало бы серьёзные проблемы у всех прилунившихся.

Насколько сильно такое напряжение могло причинить ущерб здоровью (вплоть до смерти) людей, мнения в комментариях радикально разошлись, поэтому оставим окончательный диагноз до более глубокого выяснения и вернемся к лунонавтам позднее. Однако уже сейчас можно ответить на контрвопрос адвокатов НАСА, которые в присущей им вежливой и корректной манере (кое-кого с особо зашкаливающей вежливостью даже пришлось забанить) поинтересовались, а почему же тогда советские луноходы не дали дуба под воздействием лунных киловольтов.

Секрет, дорогие оппоненты, заключается, как мы можем предположить, в колёсах советских аппаратов. А вернее, в металле: шасси было сделано из титана

Конструкция титановых колёс луноходов оправдала себя на все сто
Конструкция титановых колёс луноходов оправдала себя на все сто

Этот материал практически нетокопроводен. Если максимальную токопроводимость принять за 100, то, например, у меди, которая в настоящее время применяется массово в изготовлении проводов и кабелей, этот показатель равен 98. А у титана - всего 0,3! НОЛЬ ЦЕЛЫХ ТРИДЕСЯТЫХ.

Скорее всего, именно по этой причине электрической начинке луноходов не был причинён никакой ущерб, они прекрасно отработали почти по году (вернее, максимально - 10 с половиной месяцев на Луне).

Кстати, окончательный советский вариант колес рождался в результате расчетов и многочисленных испытаний: опытные образцы катали на трех полигонах с разными типами грунтов и даже в отсеке самолета, имитирующего лунную гравитацию, которая составляет 1/6 часть земной. Много времени занял и подбор величины ячейки сетки, натянутой на обод.

Вообще, изучая вопрос колёс, попутно пришлось посмотреть и на американские наработки, касающиеся разработки мунровера. Когда вдумываешься в технические задания НАСА и их реализацию различными американскими технологическими компаниями, то поневоле начинаешь сам себе задавать риторический вопрос, для какого кинофильма всё это готовилось.

Например, первыми, кто поставил вопрос о машине для астронавтов на Луне, стали ученые из Центра космических полётов имени Джорджа Маршалла (George Marshall Space Flight Center). Они сообразили, что прибывшим туда лучшим людям США потребуется специальный автомобиль для передвижений при исследовании земного спутника.

Главным претендентом на изготовление вначале стал проект просто удивительного по степени безумия проектировщиков лунного транспортёра MOLAB:

  • весом в три тонны
  • с закрытой кабиной для двух человек
  • с максимальной скоростью до 100 (!) километров в час

Если кто-то не понимает абсурдность заданных характеристик, то акцентируем внимание, что финальный вариант американского луномобиля (якобы использовавшегося в заключительных миссиях лунных Аполлонов) представлял собой двухместный открытый электромобиль массой 210 кг - и даже такой довольно лёгкий груз весьма затратен, когда требуется его доставка за 300.000 км от Земли. Ну а заданная для проекта MOLAB скорость в сто километров в час вообще представляет из себя нечто феерическое. Кого собиралась догонять на Луне НАСА? Или, наоборот, от кого убегать? Даже на матушке-Земле гонка по пересеченной местности на такой скорости способна угробить весь экипаж машины боевой, ну а в сложнейших условиях Луны это просто миссия для астронавтов-камикадзе.

И дело не только в больших и малых ямах-кратерах, камнях, слое пыли и прочих препятствиях на пути ровера

Как показал практический опыт управления советскими луноходами, усугубляли проблему передвижения и особенности солнечного освещения на Луне – настолько резкого и контрастного, что дорожная ситуация "за лобовым стеклом" выглядела для оператора как набор черных и белых пятен.

Последняя проблема, между прочим, заставляет задуматься и о том, как же могли американские лунонавты настолько лихо (в одной из миссий достигнута скорость ровера в 18 км/ч) кататься по поверхности Луны. Если кому-то кажется, что это скорость слишком мала и неопасна, то просто представьте себя в скафандре, шлеме и трудносгибающихся перчатках, с ограниченной видимостью и общем состоянии дискомфорта после нескольких дней в невесомости, в мизерном пространстве корабля и без элементарных удобств. И тут ещё этот яркий и контрастный солнечный свет, который мешает внимательно рассмотреть поверхность перед собой!..

Ну и забивая ещё один (последний?) гвоздь в крышку гроба так называемого лунного ровера

На советских аппаратах эффективность "климат-контроля" внутри корпуса была настолько высокой, что позволяла обеспечивать сохранность и работоспособность аппаратуры при разнице температур левого и правого бортов в 100 градусов.

Вопрос (риторический): а каким образом американские астронавты предохраняли свою технику от моментального перепада температур в обе стороны? Ведь достаточно закрыть нагретый Солнцем фотоаппарат или любой другой прибор своим телом - и он моментально и очень резко (!) охладится. Однако оборудование НАСА не имело ни какого-либо устройства для поддержания температуры, ни даже простых кожухов...

Вот такие достаточно простые фотокамеры Hasselblad легко и непринужденно выдерживали на "Луне" мгновенные перепады в 100 градусов. Чудеса да и только!
Вот такие достаточно простые фотокамеры Hasselblad легко и непринужденно выдерживали на "Луне" мгновенные перепады в 100 градусов. Чудеса да и только!

Друзья, подписывайтесь на наш канал ◐ РОДИНА СЛОНОВ ◐! Также приглашаем на наш КосмоСайт !

Алексей Королёв, исследователь