Воздействие на двигатели
Повреждение двигателей обусловлено тремя основными причинами.
- Вулканический пепел состоит в основном из силикатов с температурой плавления 1100 °С, тогда как рабочая температура реактивных двигателей при нормальной тяге составляет 1400 °С. Пепел расплавляется в камере сгорания и наплавляется на лопатки соплового направляющего аппарата компрессора и на лопатки турбины. Это может привести к отказу двигателя.
- Будучи абразивным, вулканический пепел повреждает воздушные тракты ротора компрессора и законцовки лопаток ротора (главным образом компрессора высокого давления), что приводит к уменьшению эффективности турбины высокого давления и тяги двигателей. Такая эрозия приводит также к уменьшению запаса двигателя по срыву.
- Пепел может забивать входные отверстия топливной системы и системы охлаждения, хотя эти явления характеризуются значительным непостоянством.
- Газообразные компоненты вулканического пепла не причиняют существенного вреда воздушным судам. Однако после извержения в результате окисления и гидратации газа SO2 образуются капли H2SO4 (серная кислота).
Гидратация (от греч. hydro — вода) — присоединение молекул воды к молекулам или ионам.
Результирующая смесь пепла/кислоты характеризуется высокой агрессивностью и может повредить реактивные двигатели и испещрить лобовые стекла, а в долгосрочной перспективе может также стать причиной дополнительных расходов на техническое обслуживание воздушных судов, регулярно выполняющих полеты в воздушном пространстве, загрязненном такими частицами пепла/кислоты даже в сравнительно малых концентрациях.
Воздействие на корпус самолёта
Вулканический пепел может оказывать абразивное воздействие на стекла кабины экипажа, передние кромки аэродинамических поверхностей и хвостовое оперение, снимать краску с планера воздушного судна. Абразивное воздействие пепла на стекла кабины экипажа ухудшает передний обзор.
Воздействие на оборудование ВС
Вулканический пепел может приводить к повреждению любых выступающих элементов воздушного судна, таких, как антенны, датчики, сигнализаторы обледенения, датчики указателя угла атаки, и даже выводить их из строя. Повреждение антенн может привести к полной потере ВЧ-связи и ухудшению ОВЧ-связи.
Повреждение различных датчиков может вызвать серьезное искажение информации, которую пилот получает с помощью приборов, установленных в кабине экипажа, и таким образом затруднить управление воздушным судном.
Электрические явления в облаках вулканического пепла
Разряды молний в облаках вулканического пепла наблюдаются еще с древних времен. Часто такие молнии могут представлять собой довольно эффектное зрелище и четко указывают на то, что колонны вулканического пепла имеют очень большой заряд электричества.
Одним из основных средств определения того, что воздушное судно вошло в облако вулканического пепла, является электростатический разряд, проявляющийся в виде свечения на концах конструкции и внутри реактивных двигателей.
Решения авиации
Так как в течение первых двух или трех суток после извержения может сохраняться критическая ситуация из-за возможного присутствия на крейсерских эшелонах высоких концентраций пепла, в течение трех суток считается, что опасность для воздушных судов по-прежнему сохраняется. В дальнейшем наличие пепла можно определить визуально или на основании данных, полученных со спутников.
Приятных вам полётов, и помните, самолёт - куда интереснее, чем железная птица в небе)