Социальная адаптация – способность человека изменять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий с целью приспособления к новым социальным условиям.
Поведение человека является очень чувствительным индикатором и человек, адаптируясь к новым условиям, в первую очередь отвечает изменением поведения. Данный тезис применим в полной мере к детям раннего и дошкольного возраста. Дети раннего возраста, воспитываясь в полной, благополучной семье проходят социальную адаптацию, как и дети из неполной или неблагополучной семьи. На социальную адаптацию детей раннего возраста из разного социума влияют не только условия в их семье, но и ранимость нервной системы каждого конкретного ребёнка, скорость созревания их высшей нервной деятельности, скорость обучаемости ребёнка.
Дети грудного возраста сразу после рождения вынуждены адаптироваться к социуму. Еще изображение предметов окружающего мира на сетчатке их глаз перевёрнутое, а восприятие звуков у них очень хорошее, они хорошо слышат звуки окружающего их мира, слышат и различают голос матери, слышат её сердцебиение при прикосновении к её телу.
Услышав голос матери или её сердцебиение, ребёнок успокаивается. Какафонические звуки (грохот, скрежет) вызывают беспокойство детей грудного возраста и закономерную реакцию – плач.
Ребёнок первого года жизни, ещё не освоивший ходьбу, активную речь, адекватно оценивает социальную иерархию в своей семье. Он правильно решает задачу: кто из взрослых членов семьи занимает доминирующее положение. Решив эту задачу, ребёнок грудного возраста предпочитает быть на руках у этого доминирующего человека. Если же доминирующий человек кричит, обижает других детей или взрослых членов семьи, ребёнок грудного возраста стремится к своей матери. Это стремление к матери в поисках защиты надолго остаётся у человека. У детей, воспитывающихся в доме ребёнка, выражено желание найти мать, поэтому они обращаются к каждой женщине, оказавшейся в поле их зрения, называя её «мама». Слабонервным людям лучше не бывать в доме ребёнка.
Проходя социальную адаптацию, дети грудного и раннего возраста приспосабливаются к социуму благодаря разным формам обучения, например, таким, как запечатление, обучение методом проб и ошибок и др. Некоторые результаты обучения становятся видны сразу, например, навык пользования столовыми приборами. Ведь ребёнок впервые начавший есть ложкой густую кашу, не несёт в ложке кашу к уху, а несёт её в рот.
Дети раннего возраста начинают самостоятельно надевать на ноги обувь. Дети, у которых врождённые пороки развития и не сформированы ступни, надевают обувь на культи ног. Это тягостное зрелище.
Другие результаты обучения проявят себя, возможно, через несколько лет. Например, дети раннего возраста (от 0 до 3-х лет), запечатлевают образцы поведения взрослых, в частности их родителей, и через два или два с половиной десятка лет, став семейным человеком, они воспроизводят образцы поведения своих родителей. Окружающие люди поражаются сходству поведения молодого и старшего поколения одной семьи. А в этом сходстве нет ничего удивительного, просто еще в раннем детстве человек запечатлел образцы поведения своих родителей и их воспроизвёл уже став взрослым, семейным человеком.
Формы обучения «запечатление», «обучение методом проб и ошибок» реализуются и у детей, и у взрослых без организующей роли обучающего человека.
Дети и взрослые обучаются посредством вышеназванных форм обучения как бы спонтанно. Тем не менее, и такое неорганизованное обучение все равно приводит к изменению поведения, следовательно, к адаптации детей и взрослых к изменившимся социальным условиям с целью приспособления к ним.
Без организующей роли обучающего человека работают и такие формы обучения, как «латентное обучение», «обучение путем традиции и моды».
Благодаря перечисленным формам обучения в ответ на изменившиеся социальные условия у детей изменяется поведение. Оно становится более адекватным изменившимся социальным условиям и ребёнок легче переживает социальную адаптацию.
В раннем возрасте, если ребёнку удаётся пройти социальную адаптацию успешно, он находится в комфортном состоянии. В наблюдениях, когда имеет место ранимость высшей нервной деятельности ребёнка, он может ответить неадекватной реакцией на фактор небольшой силы. Изменение его поведения не будет адекватным. Ребёнок неоправданно затрачивает много энергии, физических сил, эмоций на действие фактора небольшой силы.
Сопровождение ребёнка раннего и дошкольного возраста в семье, в бюджетной или частной дошкольной образовательной организации имеет целью облегчить его социальную адаптацию. Рассуждения о том, насколько способность к адаптации является врождённым качеством ребёнка, что приобретено в процессе развития, остаются в плоскости рассуждений. Воспитатели дошкольных образовательных организаций (ДОУ) должны думать об одном – как облегчить социальную адаптацию ребёнка. В этом ключе должны создаваться рабочие программы, планы занятий, сценарии игровых мероприятий, т.е. вся методическая документация. В тех случаях, когда воспитателям дошкольных образовательных организаций удается найти равновесное соотношение между развивающим обучением, воспитательными мероприятиями и способностью ребёнка к социальной адаптации, ребёнок будет ощущать себя комфортно, его социальную адаптацию можно будет считать успешной.