Перевели выступление TedTalks на русский язык специально для Вас,
команда Лингвамании - Детского языкового лагеря, Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания, Частной начальной общеобразовательной школы в Москве.
Изменения в системе образования необходимы не только для повышения качества обучения, но и для демократии в целом. В своем выступлении Кэтрин Кэдвелл рассказывает о том, как после 30 лет преподавания в школе, она полностью изменила свою методику. В этом ей помог метод Харкнесса, который фокусируется на самих обучающихся и учит их задавать вопросы и правильно вести диалог. Кэтрин работает учителем в школе Харвуд Юнион с 1981 года. В 2016 году она стала лауреатом премии Rowland Fellowship, получила награду за выдающийся вклад в образование и получила звание «Учитель года» в рамках премии Gilder Lehrman Vermont.
Доклад был представлен на мероприятии TEDx в формате конференции TED, организованной местным независимым сообществом.
«У меня лучшая работа в мире. Почему? Потому что мне платят за обучение.
Я преподаю в школе с 1981 года. Каждый день мои ученики рассказывают мне что-то новое о предметах, которые я преподаю: о древней истории и философии, о том, кто они и как учатся.
Я всегда с нетерпением жду утра, чтобы поскорее проснуться и пойти на работу.
Так было до тех пор, пока пять лет назад я не разочаровалась в своей любимой профессии. Тогда мне казалось, что старшеклассники становятся все менее любопытными, а справляться с заданиями им каждый раз все труднее.
В первый же день занятий меня чаще всего спрашивали: «Миссис Кэдвелл, что мне нужно сделать, чтобы получить пятерку?»
Когда я слышала это, мне становилось не по себе. Но потом я ловила себя на мысли, что ученики просто делают то, чему их учили. А учили их концентрироваться на правильных ответах, а не на вопросах. И внезапно я осознала, что и я была научена тому же. Я была просто винтиком в колесе системы, для которой был важен лишь конечный результат, а не процесс обучения.
Поэтому я приняла решение кардинально изменить свою тактику преподавания, чтобы она оказывала благоприятное влияние не только на учеников, но и была полезна для демократии.
Нынешняя система образования будто застряла в Средневековье. Несмотря на недавние реформы, многие старшеклассники до сих пор вынуждены заучивать огромное количество информации лишь ради того, чтобы успешно сдать тест. Многим из них приходится сидеть по рядам и тянуть руку, только чтобы их голоса были услышаны.
Я знаю это, потому что именно так выглядел мой класс в течение долгих лет, пока однажды я не поняла, что в учебе преуспевает только тот, кто понял правила игры. Однако, не менее талантливые дети, которые эти правила не усвоили или же вовсе не согласны с ними, получают не столь хорошие оценки.
Тогда я убедилась, что Марк Твен был прав, когда говорил: «Я никогда не позволял школе мешать моему образованию.»
Еще я поняла, что мне стоит пересмотреть свой подход к преподаванию, поскольку сегодняшние ученики значительно отличаются от тех, которые были у меня лет 30 назад, до изобретения электронных устройств.
Технологии значительно помогают нам в обучении, однако, зависимость подростков от гаджетов может значительным образом снижать их мозговую деятельность, делая их рассеянными и неспособными сосредоточиться на выполнении задач.
Недавние исследования показали, что длительное использование подростками электронных девайсов приводит к антисоциальности, политическому отчуждению, чувству одиночества и даже депрессии.
Спросите любого учителя или родителя подростка, и они скажут вам, что враг критического мышления, вовлеченности и социального взаимодействия – это экран смартфона.
И поскольку слово «образование» происходит от латинского «educare», что в переводе означает «взращивать» или «присутствовать при рождении», я начала думать о том, почему бы мне не сказать своим ученикам: «Ваш мозг – самое важное устройство, которое у вас есть, и именно его стоит всегда держать включенным».
Почему бы мне не начать основывать свою педагогическую деятельность на недавних исследованиях о нашем мозге? Почему бы наконец не сконцентрироваться на вопросах, а не на ответах? Может быть, мне стоит сделать шаг назад, чтобы мои ученики могли сделать шаг вперед и погрузиться в процесс обучения?
Сократ считал, что образование – это скорее разжигание пламени, нежели наполнение сосуда. Я бы очень хотела видеть, как у моих учеников зарождаются собственные идеи, и хотела бы, чтобы они услышали собственный голос. Поэтому я решилась на кардинальные перемены – учебный класс оказался в распоряжении моих учеников.
Вот как сейчас это выглядит: в моем классе ученики сидят за овальным столом, который предлагает методика Харкнесса, подразумевающая совместную работу. Основываясь на этой методике, мои ученики ведут диалоги, знакомятся с различными источниками, задают важные вопросы и отвечают на них. Они решают сложные задачи, которые я перед ними ставлю.
Они не записывают то, что я им говорю, потому что, как правило, я не говорю. Я могу сидеть за столом и время от времени включаться в диалог, но я не направляю их разговор в нужное русло и не подталкиваю их к ответу.
Они должны работать вместе, чтобы сделать свои собственные выводы из тех задач, которые я поставила перед ними. Эта методика основана на инклюзивности: все мнения ценятся и поощряются. Я часто говорю своим ученикам, что никто из нас не умен так, как все мы.
Пока студенты дискутируют, я слежу за ходом разговора, разбирая с ними те или иные фрагменты, что помогает им понять, как можно улучшить свою коммуникацию и сделать ее более эффективной.
Методика Харкнесса основана на четырех ключевых принципах, которые были выявлены благодаря исследованиям мозга:
- учится тот, кто усердно работает;
- обучение должно выстраиваться на нескольких наиболее прогрессивных идеях;
- обучение должно быть полезным;
- минимум отвлекающих факторов.
И это действительно так.
На моих занятиях запрещены мобильные телефоны. Мои ученики сами попросили меня об этом в начале учебы. Правда сейчас уже 5 апреля, и они немного злятся на меня, потому что я все еще соблюдаю это правило.
Тем не менее, в моем классе студенты не смотрят в экраны смартфонов и уж тем более не смотрят на меня. Они смотрят друг на друга, ведь они вовлечены в диалог. Временами это может быть действительно трудно, ведь мы экспериментируем, переворачивая привычную нам систему с ног на голову.
Я начала с того, что рассказала о ключевых навыках, необходимых для построения диалога: зрительный контакт, язык тела, внимание к собеседнику и умение уважать мнение другого человека, даже если оно отличается от их собственного.
Самой трудной задачей было научить детей задавать вопросы. Казалось, ответы они находят так легко, но при этом совершенно не умеют задавать важные вопросы.
Но прогресс определенно был. Вместо того, чтобы жалостливо смотреть на меня и спрашивать: «Миссис Кэдвелл, может быть, вы просто скажете правильный ответ?», я слышу, как, например, Тесс говорит Алексу: «Алекс, по правде говоря, я не согласна с тобой», или как Джаред говорит Олдену: «Олден, можешь ли ты чем-то подкрепить свою точку зрения?»
После особенно оживленной дискуссии по поводу методики Харкнесса, Мэтью подбежал ко мне на днях и сказал: «Миссис Кэдвелл, эти дискуссии и правда интересные, ведь я никогда раньше не знал, что чувствуют мои одноклассники. Но в то же время, это довольно тяжело и порой отличается от обычного урока, потому что ты знаешь, что здесь тебе действительно придется подумать».
Больше я не разочаровывалась в своей работе. Теперь я заряжена энергией и получаю невероятное удовольствие, наблюдая за успехами своих учеников. Вместе мы учимся быть любознательными, учимся слышать собственный голос и выстраивать свое обучение.
Изменения в процессе обучения касаются не только одного конкретного класса – они также важны для того, чтобы построить тот мир, который мы хотим. Ведь демократия зависит от диалога, и она не должна иметь ничего общего со стыдом, обвинениями или криком. Демократия основана на гражданском дискурсе. И это должно начинаться еще в школьном классе.
Образовательные реформы не должны стоить миллионы долларов. Достаточно будет, если учителей поддержат и позволят им немного отступить, чтобы дать ученикам возможность сделать шаг навстречу своему голосу и начать пользоваться им.
Спасибо»