Слова "Мог написать только сумасшедший" были написаны карандашом поверх краски в углу рамы.
Кураторы наконец-то установили личность автора таинственного послания, начертанного на культовой картине Эдварда Мунка “Крик”.
Записка, слабо нацарапанная в левом верхнем углу картины на старомодном норвежском, гласила: “Это мог написать только сумасшедший!”
Личность автора сообщения ставила экспертов в тупик на протяжении 117 лет. Надпись была впервые замечена датским искусствоведом в 1904 году, примерно через десять лет после дебюта картины. С тех пор эксперты спорят об его авторстве — мог ли это быть сам Мунк или просто вандал, которому не понравилась его картина? Но теперь у нас есть окончательный ответ.
“Надпись, без сомнения, принадлежит самому Мунку", - сказала Май Бритт Гуленг, куратор Национального музея Норвегии.
Чтобы раскрыть автора сообщения, команда из Национального музея Норвегии сначала должна была полностью раскрыть само сообщение.
“Это было очень трудно интерпретировать”, - отметил Тьерри Форд, хранитель картин в Национальном музее Норвегии. “Через микроскоп вы можете видеть, что карандашные линии физически находятся поверх краски и были нанесены после того, как картина была закончена.”
Чтобы поближе рассмотреть слабое послание, сотрудники музея сделали инфракрасные снимки картины. Это делало углерод от карандаша писателя более заметным. Затем команда просмотрела дневники и письма Мунка, чтобы изучить его почерк. Затем они сравнили надпись на картине с почерком Мунка.
Это было совпадение — во многих отношениях.
Не только почерк Мунка соответствовал сообщению, но и настроение сообщения также соответствовало состоянию ума Мунка в то время, когда оно, вероятно, было написано.
Гуленг объяснил: “Сам почерк, а также события, произошедшие в 1895 году, когда Мунк впервые показал картину в Норвегии, указывают в одном направлении.”
Так что же побудило художника вписать такое послание в свою собственную картину?
Мунк написал ставшую культовой картину в 1893 году после прогулки на закате с двумя друзьями. Остановившись, чтобы перевести дух, Мунк вспомнил, что видел: “кровь и языки пламени”, проносящиеся по небу. “Мои друзья шли дальше, а я стоял, дрожа от беспокойства, и чувствовал бесконечный крик, проходящий через природу.”
В результате получился шедевр. Но не все современники Мунка были с этим согласны.
После показа картины за границей Мунк впервые выставил ее в Норвегии в 1893 году. Его соотечественники встретили его холодно.
Художественный критик Хенрик Грош, тогдашний директор Норвежского музея декоративного искусства и дизайна, писал, что “Крик” был доказательством того, что люди не должны “считать Мунка серьезным человеком с нормальным мозгом.”
Во время обсуждения картины Мунка — где Мунк, вероятно, присутствовал — студент-медик по имени Йохан Шарффенберг также поставил под сомнение психическое состояние Мунка. По данным Национального музея Норвегии, Шарффенберг утверждал, что “Крик” доказал, что Мунк “не был в здравом уме".”
Шарффенберг продолжал говорить, что картина может означать, что Мунк был склонен к галлюцинациям и, вероятно, должен быть отправлен в больницу и запрещен к живописи.
Художник пришел в ужас. Мало того, что критика его работы ранила его лично, но и Грош и Шарффенберг затронули одну из неуверенных сторон Мунка. Он боялся, что он, как и другие члены его семьи, может впасть в безумие. Его отец и дед страдали от депрессии, а сестру отправили в психиатрическую больницу. Сам Мунк был госпитализирован после нервного срыва в 1908 году.
Критика картины гноилась внутри Мунка. Он часто упоминал об этом в своих письмах и дневниковых записях, даже спустя десятилетия. И, кажется, это побудило его взять карандаш и написать записку в “Крике” где-то до 1904 года.
“Возможно, он был пьян, - сказал Гуленг. - Возможно, это был момент эмоционального потрясения.”
Надпись, продолжала она, могла быть прочитана как “иронический комментарий” или как “выражение уязвимости художника".”
Но сегодня современные критики Мунка уже давно съели свои слова. Пастельная версия “Крика” — есть четыре версии, три в Национальном музее Норвегии — была продана на аукционе за 120 миллионов долларов в 2012 году.
“Крик-это больше, чем картина”, - заметил один лондонский дилер после гигантской распродажи. “Это символ психологии, поскольку она предвосхищает травмы человечества 20-го века.”