С самого утра субботы турецкую общественность взбудоражила новость о выходе Турции из Стамбульской Конвенции. Согласно сообщению, опубликованному прошлой ночью на сайте правительственного издания Resmi Gazetesi, указом Президента Реджепа Тайипа Эрдогана под номером 3718 Турция прекращает своё участие в данном международном соглашении.
Что же такое Стамбульская Конвенция и чем она так напугала действующую власть и их сторонников? Вкратце, речь идёт о международном соглашении Совета Европы против насилия в отношении женщин и насилия в семье. Она была открыта для подписания 11 мая 2011 года во время 121-й сессии Комитета министров Совета Европы в Стамбуле , а затем подписана 46 странами и Европейским Союзом. 12 марта 2012 года Турция стала первой страной, ратифицировавшей Конвенцию, за ней последовали еще 33 страны.
Стамбульская Конвенция является первым юридически обязывающим документом, который «создает всеобъемлющую правовую базу и подход к борьбе с насилием в отношении женщин» и направлен на предотвращение бытового насилия, защиту жертв и судебное преследование виновных. Конвенция затрагивает такие понятия как психологическое, экономическое, физическое насилие против женщин, домогательства, принудительные браки, преступления “чести”, медицинские манипуляции и многие другие важнейшие моменты, ставя во главу угла обеспечение прав и свобод личности, вне зависимости от гендерной принадлежности и навязанных обществом гендерных ролей. Подробнее о целях и пунктах Конвенции можно почитать на Википедии или в других подходящих источниках.
У Конвенции немало критиков, в Турции в том числе. Опасения и неприятие критикующих вызывают положения об определении гендера и гендерном равенстве, о праве женщины на аборт, развод и защиту, о поддержании гендерного равенства в семье и ведение просветительской работы в образовательных и государственных учреждениях, о правах и защите меньшинств.
Вчера по всей Турции в крупных и не очень населённых пунктах прошли протестные митинги и демонстрации. Я же весь вчерашний день провела в словесных баталиях и чтении прений в турецких медиа, пытаясь понять, откуда у данного решения столько защитников. Условно, комментарии злорадствующих граждан можно было поделить на несколько категорий. Ниже привожу только самые приличные цитаты:
“Наконец-то никто не будет вмешиваться в наши семейные ценности и сбивать с толку наших женщин”. Читай, сидите и не рыпайтесь, ваше место на кухне. И вы при деле, и мы спокойны.
“Теперь можно не бояться, что наших детей будут учить, будто ЛГБТ - это нормально”. Тут тоже всё понятно. Тёмных людей, считающих, будто “радужная болезнь” передаётся воздушно-капельным путём и что её можно как-то “пропагандировать”, везде навалом. Я таким обычно рекомендую носить трусы из фольги во избежание случайного заражения. Просвещение - вообще штука опасная.
“Конвенция действовала почти 10 лет, а количество преступлений против женщин год от года только растёт”. Так её толком и не применяли полноценно. Женское движение в Турции несколько лет пыталось привлечь внимание к этой проблеме. Однако правящая партия сделала всё, чтобы затормозить интеграцию соглашения в турецкое законодательство и в конце концов вышла из него совсем.
“Согласно конвенции, показания (обвинения) женщины в суде имеют первостепенную значимость, то есть каждая теперь может наговорить, что хочет, а нам на нары без суда и следствия”. Таких комментариев было довольно много и меня не удивило, как сильно боятся мужчины ложного обвинения в домогательствах, с учётом того, что сейчас большинство из них легко выходят сухими из воды, совершив вполне реальные преступления против женщин, детей и животных. И да, конечно же, без суда и следствия никого сажать и не собирались. В Конвенции такого не было предусмотрено, но пожаловаться на что-то надо.
Особенно умиляет, под каким соусом это иногда подаётся, даже со стороны чиновников. Типа феминизм в Турции - это пустое дело, и вообще зло и прочий сатанизм. Ведь наша религия (ислам) и так ставит женщину на пьедестал, для нас жена и мать - это святое и т.п. Мы, мужчины-мусульмане, в отношениях с нашими женщинами руководствуемся исключительно заботой и любовью.
И учиться тебе не надо. Зачем, ведь ты - будущая жена и мать, а для этого университеты не нужны. И работать тебе не надо. Зачем, ведь во внешнем мире так много опасностей и соблазнов. Я сам обо всём позабочусь. И на улицу дальше базара лучше не выходить. Мало ли, что с тобой случится, а я буду переживать. И ни с кем не надо разговаривать. Кто знает, что на уме у этих людей. И одеваться надо скромнее. Идеально, если это - бесформенный чёрный мешок с прорезями для глаз. Не потому что я не доверяю тебе, любимая, просто снаружи очень много плохих мужчин, а я не хочу, чтобы они грязно фантазировали, глядя на тебя. И все решения я буду принимать сам (“на том простом основании, что я - мужчина” (с) - хехе, что-то вспомнилось по случаю). Зачем тебе лишний раз волноваться и переживать, любимая? Пусть твоя прекрасная головка думает только о хозяйстве и наших детях… Обычная лицемерная болтовня, в общем. Обожаю такую железную логику. Её ведь даже опровергнуть невозможно.
А на выходе, по факту, в такой семье с "традиционными семейными ценностями" мы получаем женщину, совершенно не приспособленную к жизни вне своего очень узкого мирка. Женщину, не способную ни на что, кроме уборки жилища и готовки еды, обладающую весьма поверхностными знаниями о мире и о жизни. Во всех отношениях удобную женщину. Да, это женщина-мать, женщина-жена. Но сама по себе она - никто и как полноценную личность её никто не воспринимает. Ни сантехник, ни почтальон, ни управляющий дома, ни чиновник, ни родственники мужского пола. Она - лишь придаток к своему мужчине. Мужу, отцу, покровителю. С ним и будут разговаривать, и вообще иметь дело, ибо "что баба вообще понимает". С ним она ходит к врачу, в государственные организации и в банк. Хотя какой банк, если у неё нет и не может быть своего счёта. Наличные ей даёт муж (если вообще даёт, обычно - выделяет), карточки тоже мужнины.
Разумеется, и домашнее насилие на такой благодатной почве расцветает пышным цветом, как плесень в бане. И выхода из этого порочного круга для такой женщины просто нет. Будет покладистой и безответной - будут бить, потому что можно. Будет показывать зубы - получит и за это. Попробует подать на развод или сбежать - в лучшем случае, она уйдёт до ближайшей больницы, в худшем - прямиком на кладбище. Женщин, которые уходят сами и вообще что-то делают сами, в "традиционном" обществе со скрепами и прочими ценностями не любят ужасно. Что они вообще возомнили о себе, в конце концов.
Неудивительно, что современные турецкие женщины сопротивляются вновь активно наседающим "ценностям" как могут. В ход идёт всё - общественные организации, платформы, медиа, петиции, митинги, лекции. Вот только чем выше женская осведомлённость, самостоятельность и смелость, тем сильнее мужская агрессия. Да, с одной стороны, меня радует, что адекватных современных мужчин, поддерживающих турчанок в их стремлении полноценно стоять на ногах и быть защищёнными, тоже немало. Однако их голоса тонут в толпе "правоверных мусульман", и без того знающих, что нужно женщине.
Посмотрим, что будет дальше. Цель многих протестующих и недовольных отменой Конвенции - дотерпеть до выборов 2023 года. Многие повторяют это как мантру - ещё два года, ещё два года потерпеть, потом к власти придёт оппозиция и всё исправит. Однако это только в том случае, если удастся провести честные демократические выборы, а как мы знаем, с этим сейчас в "самопровозглашенных монархиях" большая напряжёнка...