Найти в Дзене
Юлия Струина

Исключение из школ | Виктор Риос

Оглавление
Перевели выступление TedTalks на русский язык специально для Вас,
команда Лингвамании - Детского языкового лагеря, Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания, Частной начальной общеобразовательной школы в Москве.

Виктор Риос

Более десяти лет я изучаю молодых людей, исключённых из школ, так называемых «недоучек». Выпав из системы образования, они оказываются на улице, где подвергаются насилию, преследованию полиции, полицейскому произволу и арестам. Я наблюдаю годами, как они переходят из учреждения в учреждение, чтобы понять так называемый «путь из школы в тюрьму».

Когда вы смотрите на подобные фотографии молодых людей, которых я изучаю, вы можете заметить проблему. У одного подростка в руках бутылка крепкого алкоголя, ему 14 лет, и это его день в школе. Другие видят на этой фотографии гангстеров, бандитов, отморозков, преступников. Но я вижу другое. Я смотрю на них через призму того, что они могут привнести в образовательную систему. Давайте вместе посмотрим, как можно поменять ярлыки: с «группы риска» на «подающих надежды»!

Откуда мне знать, что у этих молодых людей есть потенциал и желание измениться? Я знаю это, потому что я один из них.

Я вырос в бедности в трущобах, без отца — он бросил меня до рождения. Мы жили на пособие, иногда на улице, часто голодали. Когда мне было 15, я уже отсидел три раза в колонии для несовершеннолетних за тяжкие преступления. Мой лучший друг был убит. Вскоре после этого на моих глазах застрелили моего дядю. И пока мы ждали скорую более часа, он истёк кровью и умер.

Я потерял веру в человечество, и я отказался от этой системы, потому что она меня подвела. Мне нечего было предложить, и мне никто ничего не предлагал. Я смотрел на жизнь обречённо. Я даже не думал, что смогу дожить до 18 лет. И сегодня я здесь потому, что одна учительница, которой было не всё равно, достучалась до меня. Она, миссис Расс. Она была из тех учителей, которым всегда было до всего дело.

Например: «Виктор, я всегда помогу, когда ты почувствуешь, что пора». Мне было не пора. Но она понимала одну простую вещь о молодых людях вроде меня. Мы как устрицы. Открываемся, только когда готовы, и если вас нет рядом в это время, мы опять закрываемся. Миссис Расс была рядом.

Она учитывала местную культурную специфику, она уважала мою семью и моё окружение. Я ей рассказал о дяде Рубене. Он меня брал на работу, потому что я был на мели, а он знал, что мне нужны деньги. Он собирал бутылки. В 4 утра в учебный день мы бросали бутылки в багажник, они разбивались. Мои руки кровоточили, ботинки и штаны были в крови. Я был в ужасе, мне было больно, и я прекращал работу. Мой дядя смотрел мне в глаза и говорил: «Сынок, мы ищем жизнь». «Мы в поисках лучшей жизни, мы пытаемся создать что-то из ничего».

Миссис Расс выслушала мою историю, рассказала её в классе и сказала: «Виктор, в этом твоя сила. Твой потенциал. Твоя семья, культура, общество научили тебя упорному труду, и это даст тебе силы в мире знаний, ты можешь вернуться и научить других». С помощью миссис Расс я, наконец, вернулся в школу. Я даже вовремя сдал свои долги и выпустился со своим классом.

Прямо перед выпускным миссис Расс сказала мне: «Виктор, я так тобой горжусь. Я знала, ты сможешь. Сейчас время поступать в колледж».

В колледж? Мне? Да у неё галлюцинации! Я подал заявление при её поддержке,

получил письмо о поступлении, в котором говорилось: «Вы приняты на испытательный срок».

Я сказал: «Испытательный срок? Я уже на нём, это не имеет значения!»

-2

Это был учебный испытательный срок, а не уголовный. Что таким учителям, как миссис Расс, делать, чтобы добиться успеха с такой молодёжью, как я? Предлагаю три пути. Первый: давайте избавимся от стереотипов об ущербности в образовании. «Эти люди пришли из культуры насилия, культуры бедности. Эти люди в зоне риска, они прогульщики. Эти люди для нас пустые контейнеры, и мы можем наполнить их знаниями. У них — проблемы, у нас — решения». Во-вторых, давайте ценить истории, которые молодёжь приносит в школы. Их истории о преодолении сложных проблем чрезвычайно сильны. И я знаю, вы в курсе некоторых из этих историй. Эти самые истории и опыт уже несут в себе характер и непоколебимость. Давайте поможем молодёжи доработать эти истории. Поможем им гордиться тем, кем они есть, потому что наша образовательная система приветствует их семьи, их культуру, их окружение и навыки, которые помогли им выжить. И, конечно, третья стратегия, самая важная — это ресурсы. Мы должны обеспечить молодёжь адекватными ресурсами. Одна лишь выдержка не поможет. Вы можете сидеть здесь и говорить что хотите: «Эй, возьми-ка себя в руки». А если я был рождён без шнурков на ботинках?

-3

Как же мне быть?

Обучение, наставничество, воспитание... Мы должны учить молодёжь учиться на своих ошибках, вместо того, чтобы осуждать их и гнать из класса. Как насчёт этого? Я предлагаю ввести восстановительное правосудие в каждой школе Америки.

Мы протестировали это в районе Уотс в Лос-Анджелесе на 40 учениках, исключённых из школы. Вильям был одним из них. На него наклеили массу ярлыков. Его исключили, он был бандитом, членом группировки. Во время нашей встречи он был неуступчив. Я вспомнил, что говорила миссис Расс. Ты можешь всегда на меня положиться.

Со временем он мне открылся. Я помню, в этот день нас было много, и одна из девушек плакала, рассказывая нам трогательную историю о том, как был убит её отец, фотографии появились в газете днём позже. Я не знал, что делать, оставил её в покое, и тут Вильяма прорвало. Он ударил кулаком по столу и сказал: «Все обнялись, все обнялись».

Боль и слёзы превратились в радость и смех, когда она осознала, что её поддерживают, и Вильям узнал, что у него есть смысл жизни: помогать лечить души людей. Он нам рассказал о себе. Мы исправили его историю: он превратился из жертвы в выжившего вопреки обстоятельствам. Мы ей придали особое значение. Вильям закончил школу, получил сертификат охранника и сейчас работает в местной школе округа.

Мантрой миссис Расс всегда было: «Если учить сердце — разум последует». Великий писатель Халиль Джибран говорил: «В страдании раскрывается душа. Величие характеров покрыто шрамами». Революционизировать систему образования можно, затронув душу студентов и облагородив её, найдя их выдержку, смелость и характер, которыми они уже обладают, и тогда их академические успехи улучшатся. Поверьте в молодёжь. Обеспечьте её ресурсами. Так поступила моя преподавательница. Она поверила в меня, и я сам в себя поверил.

Спасибо

Как Вы относитесь к исключению детей из школ?

Были ли подобные ситуации у Вас в жизни?