Недалеко от села Коневичи, находится один интересный локалитет, который в народе называется «Оджина долина» ( Odžina dolina ). Название указывает на то, что данный топоним связан с термином «ходжа». С персидского языка «ходжа» переводится как «хозяин» и «господин», а в Османской империи этим словом уважительно называли исламских вероучителей, знатоков исламского права, шариатских судей и руководителей общин верующих. Почему же этот относительно ровный участок на склоне горы Белотина получил столь интересное название, которое указывает на его связь с османским периодом истории Суторины и его исламское составляющее?
О существовании данного локалитета и его местоположении знают жители ближайших сел, таких как Коневичи, Приевор, Горьи Шчепошевичи и Мойдеж. Но почти никто из представителей местного населения не смог объяснить происхождение названия топонима «Оджина долина». Лишь в суторинском селе Коневичи, мы смогли найти человека, который рассказал нам о народном предании относительно названия этого локалитета.
По утверждению Гойко Коневича, одного из старейших жителей села Коневичи, свое название это место получило благодаря мусульманскому кладбищу, которое в давние времена находилось здесь. Так ли это или нет, мы сегодня утверждать не можем. Никаких письменных и материальных свидетельств существования в Оджиной долине мусульманского кладбища до сих пор не найдено. Все попытки, обнаружить хоть что-то отдаленно напоминающее мусульманский надгробный камень нишан или какую бы то ни было могильную плиту с арабицей, были тщетны. При осмотре локалитета найдено несколько прямоугольных каменных блоков правильной формы, но их связь с вероятным мусульманским кладбищем вызывает сомнения.
Отсутствие явных следов захоронений не может являться основанием для того, чтобы признать утверждение местных жителей ошибочным. Мусульманское кладбище в Оджиной долине могла постигнуть судьба десятков подобных мест захоронений и культовых исламских объектов Герцеговины, которые были стерты с лица земли в период восстаний местного сербского населения против османской власти.
Так, на территории Суторины в 1875 году, результатом действий восставших стало уничтожение всего, что ассоциировалось с османским правлением и исламом. Именно тогда восставшими была разрушена последняя мечеть и мусульманское кладбище в нижнем течении реки Суторины. Упоминание об этом мы находим в записях о Суторине австрийского путешественника Генрика Реннера, которые были опубликованы в конце XIX века в книге « Durch Bosnien und die Hercegovina. Kreuz und quer », впоследствии переведенной на сербско-хорватский язык. Описывая Суторину, Реннер сообщает своим читателям, что «на суторинской равнине очень мало жилых домов; когда-то здесь были османские казармы и мечеть, но в июле месяце 1875 года они были сожжены и разрушены повстанцами».[1] Разрушенная мечеть очень быстро стерлась из людской памяти и в наше время местное суторинское население на вопрос о локации данного объекта, говорит, что в Суторине никогда не было мечетей. Сегодня, спустя почти 150 лет, даже исследователи региона не могут установить точное местоположение суторинской мечети и захоронений вокруг нее.
С большой долей вероятности, следы мусульманского кладбища в Оджиной долине могли быть уничтожены именно в этот период, но благодаря топониму осталась хоть какая-то, в виде предания, историческая память о данном месте.
Если внимательно посмотреть на местоположение Оджиной долины, то можно увидеть, что она находится недалеко от сел, в которых в XVI - XVII веках была наибольшая концентрация мусульманского населения Суторины и примыкающих к ней территорий. Исламизация к середине XVI века наиболее сильно затронула такие суторинские села как Приевор (10,71%), Шчепошевичи (50%) и Коневичи (33,33%). В примыкающих к Суторине селах Мойдеж и Ратишевина доля мусульманских домохозяйств в этот период составляла больше 20%.[2] Ровный участок на склоне Белотины, находящийся вблизи от сел, где присутствовал значительный процент мусульманских домохозяйств, идеально подходил для создания кладбища. Не менее важно то, что Оджина долина находилась на перекрестке нескольких дорог. Одна дорога проходила через «долину» и соединяла суторинские села (Приевор,Коневичи и Шчепошевичи) с Мойдежом и Ратишевиной. К ней примыкала другая дорога, которая вела к «Алибеговой цесте», главной транспортной артерии горной Суторины, соединяющей регион с внутренними областями османской Герцеговины и городом Требине.
Исходя из всего перечисленного местное предание о том, что Оджина долина была местом захоронения мусульман, вполне может иметь под собой основания.
Литература:
[1] Renner H. Herceg-Bosnom uzduž i poprijeko: putovanja Henrika Rennera: s tristapedesetipet ilustracija po slikama W. L. Arndta, E. Arndt-Čeplina i dr. te po fotografskim snimcima: s geografskom kartom. Mitrovica , 1900, c . 362-363
[2] Ђорђевић Ј. Драчевица и Риђани средином XVI вијека. Београд, 1997, с. 32